По ту сторону занавеса

 
В преддверии Дня театра деятели сцены рассказали, что театр – это не всегда праздник
Николай ЧИНДЯЙКИН:

– Никогда не забуду историю, которая случилась во времена моей работы в ростовском ТЮЗе. На гастролях в городе Енакиево ростовчане играли бразильскую сказку «Синяя ворона». В спектакле была занята лишь одна женщина – Рита Лобанова, а все остальные роли играли мужики, которые по сюжету часто раскачивались на лианах. И все бы хорошо, но до спектакля артисты прошлись по магазинам, и оказалось, что в Енакиево продается вино в трехлитровых банках… Короче говоря, на спектакль артисты пришли изрядно разгорячившись. Я и сейчас удивляюсь, как они не попадали со своих лиан. Спектакль шел со скрежетом и готов был вот-вот сорваться. Маргарита все это время рыдала, потому что они ее, единственную трезвую, не слушали и делали что хотели. Когда весь этот ужас закончился, в театре разгорелся скандал. На следующий день, конечно, устроили комсомольское собрание, на котором Ритка снова не могла сдержать слез. И все понимали, что никаких поблажек артистам не светит. Конечно, им объявили строжайший выговор, обещали взять на поруки, а под конец слово предоставили артисту Саше Габу. Он вышел перед труппой, чтобы еще раз попросить прощения: «Простите нас, и ты, Рита, прости. Хотя к чему такой переполох?! Мы ведь сыграли спектакль. Худо-бедно, но сыграли. Да и не так уж плохо он прошел. Ну да, выпили немножко, но, в общем, все ровно играли. А честно говоря, Рита, ты одна была не в ансамбле». Этой репликой он смазал все собрание, поскольку в зале начался невообразимый хохот…

Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ:

– В спектакле «Народовольцы», который шел еще в старом здании «Современника» на Маяковке, Олег Ефремов долго и подробно ставил сцену пожара. В ней участвовали все многочисленные герои пьесы, массовка – словом, почти вся труппа. Кто-то из-за кулис громко кричал: «Пожар!» – и, по задумке режиссера, должна была начаться натуральная паника и мешанина.

Шел далеко не первый спектакль, был полный зал, снова закричали: «Пожар!» – началась беготня и сутолока. И тут на сцену ворвался мужчина в форме и обратился к зрителям: «Внимание! В театре объявлена пожарная тревога! Прошу не сеять панику и оставаться на местах. Сейчас в соответствии с инструкцией будет обнаружен очаг возгорания, и мы немедленно локализуем его имеющимися противопожарными средствами. Пожарная команда находится уже в пути».

Убедившись, что зрители более или менее спокойны, а вот артисты на сцене совсем обезумели, мужчина, обернувшись к ним, гаркнул: «Прекратить панику! Освободить все проходы!» К его удивлению, и это не подействовало, «народовольцы» продолжали беспорядочно двигаться и почему-то пытались затолкать его за кулисы.

Мужчина оказался настоящим пожарным, отслужившим в службе «01» не один десяток лет. Выйдя на пенсию, он пришел работать в театр. Ему объяснили должностные обязанности: стоять за кулисами, внимательно наблюдать за всем происходящим и в случае тревоги действовать по инструкции. Это был его первый спектакль в «Современнике». И сразу такой успех!

Иван КРАСКО:

– Товстоногов был суровый человек, и мы знали, что иногда он приходил в театр «не с той ноги вставший». Как-то в таком настроении он репетировал сцену из «Идиота» с Василием Павловичем Максимовым, у которого были очки с большими диоптриями. Вдруг Товстоногов говорит по громкой связи: «Василий Павлович, снимите очки… Во времена Достоевского не было таких больших пластмассовых очков». Разошелся не на шутку. Василий Павлович пытался объяснить, что ничего не видит без них, а рядом оркестровая яма и он боится упасть. «Снимите очки!» – почти приказывает ему Товстоногов. Максимов снял. «Ну, видите?.. Что-нибудь видите?.. Меня вы видите?» И тут старый артист сказал: «Вижу какое-то талантливое пятно».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также