«Сыночка, нельзя…»

По просьбе «Театрала» Игорь Ясулович рассказал о своем детстве и той большой роли, которую сыграла мама

 
– Однажды мы с мамой договорились встретиться в центре Ленинграда и прогуляться, – вспоминает Игорь Ясулович. – Я ехал от своих приятелей, и меня на встречу подвезла знакомая. Однако маме это совсем не понравилось: «Сыночка, нельзя…» И сколько бы я ни объяснял, что ничего зазорного в этом нет, ведь знакомая ехала по пути, мои объяснения ее не убедили. Она считала, что я грубо нарушил правила приличия: мол, как это так, дама подвозит молодого человека. И такой же принципиальной мама была во всем…
Суп с рыбьим жиром

– У моей мамы Анны Алексеевны был строгий характер. Видимо, поэтому я и по сей день не люблю расхлябанности и всегда требую от студентов дисциплины, поскольку в нашей профессии без дисциплины нельзя. Но это к слову…

Одно время мы жили в Таллине (мне было десять лет), и я помню неукоснительный порядок, который мама установила, причем никакие капризы и желание увильнуть не спасали. Например, по выходным мы с братом производили уборку, и в мои обязанности входило мытье полов. Пол в квартире был дощатый, и приходилось усердно тереть, чтобы придать хоть какой-то вид старым доскам. Еще я ходил на рынок. Не могу сказать, что мне это нравилось, но сейчас понимаю, что в этом был хороший элемент воспитания.

А еще мама была терпеливой, но при этом строгой и бескомпромиссной… Например, перед обедом мне полагалось выпивать столовую ложку рыбьего жира. Проглотить это было невозможно в силу противности запаха и вкуса, не хватало силы воли. Однажды стояла передо мной тарелка с супом, такой вкуснейший мамин куриный супчик с клецками, и я, с трудом настроившись, уже направил ложку рыбьего жира ко рту, как неожиданно все опрокинулось в суп. Мама сочла, будто я это сделал нарочно, чтобы не пить рыбий жир, и страшно рассердилась. Но я пообещал съесть суп. И съел, хотя гадость получилась отменная. Сколько лет прошло, но я не раз вспоминал эту историю, думаю, что мама тогда осталась моим поступком довольна.

Игра в свободу

– Я родился в семье морского офицера, поэтому мы много болтались по стране и даже за рубежом, переезжая по местам службы отца. В свое время мама окончила техникум (что-то связанное с торфоразработками), но при папиных переездах устроиться по специальности было немыслимо. Поэтому на отце была служба, а на маме – дом. Но семьей «руководили» они на равных. Казалось бы, столь серьезное дело, как приготовление мяса, должно лежать на мужских плечах. Однако этим занималась мама. И до сих пор перед моими глазами картина: мама возвращается с рынка, а за ней плетется молдаванин и держит на шее живого барашка. Потом этого барашка ведут за сарай, а меня просят уйти, чтобы я не видел, как его разделывают.

Когда я подрос, мама перестала быть чрезмерно строгой, и отношения строились на взаимном доверии. Мы с братом вдруг почувствовали, что у нас стало больше свободы. А когда поселились в Измаиле, то и вовсе целый день были предоставлены сами себе: там сохранились остатки крепости, которую штурмовал Суворов, и мы дворовой компанией лазали по ее валам и рвам. К обеду и ужину я всегда приходил вовремя и вообще был довольно послушным, но однажды маму крепко удивил, когда после выпускного вечера прогулял всю ночь до утра. Ну и влетело же мне за это! Причем от обоих родителей сразу.

«Стеснялся выйти на улицу»

– Моя мама всегда вкусно готовила и особенно виртуозно ей удавались блюда из рыбы. Но когда я познакомился со своей будущей женой, оказалось, что она рыбу терпеть не может. Предстояло знакомство с родителями, и я не знал, как поступить: не станешь же просить маму не готовить свои фирменные блюда! Это могло ее огорчить, ведь она старалась сделать все по высшему разряду. Решил ничего не говорить. И вот когда знакомство произошло, Наташа вдруг оценила мамин стол и… полюбила рыбную кухню. Она и сейчас некоторые блюда готовит по маминым рецептам. Тогда было мало кулинарных книг, все записывали в тетрадки рецепты, переписывали друг у друга.

Кстати, мама была требовательна во всем, но еда составляла отдельную графу. Однажды мы пошли с ней в ресторан «Савой», заказали обед, все красиво, дорого, но она не смогла промолчать, и официанту выговорила, что какое-то блюдо не так приготовлено. Меня это страшно напрягло, но сейчас я понимаю, что мама имела полное право это сказать.

А еще она была строга к внешнему виду. Когда я стал сниматься в кино, мама все время беспокоилась: «Сыночка, пальтишко тебе надо купить, люди на улице узнают – будет неудобно…» Она и сама одевалась элегантно и здорово умела шить, даже привезла в Россию из Румынии разные ткани и несколько лет обшивала нас с головы до ног. Поэтому после Румынии мы какое-то время были одеты по-заграничному. Однажды она сшила мне нарядный летний костюмчик: белые брюки, белую курточку, купила мне белые парусиновые туфли, которые нужно было чистить зубным порошком. Я получился таким франтом, что стеснялся выйти на улицу, а когда выходил, то оправдывался перед ребятами: мол, мама сшила, а я надел, чтобы не обижать. А когда подрос, то, наоборот, гордился, что щеголяю в хорошей одежде. Например, для учебы в институте родители мне подарили потрясающий пиджак, причем конструировал его отец (как инженер), а шила мама.

«Лучше б ты на инженера пошел…»

Мое желание стать артистом мама одобрила не сразу: «Сыночек, лучше б ты на инженера пошел…» У нее были опасения, что моя творческая жизнь сложится неудачно, ведь перед глазами был послевоенный театр Измаила, куда мы часто ходили и куда папа отдавал собственную одежду, поскольку у них не хватало военной формы для постановки пьесы из морской жизни.

Впрочем, дело не только в опасениях. Просто маме меня не хватало, ведь я уехал в другой город, и они с папой уже прямого участия в моей судьбе не принимали. Ее очень мучило, что она не помогает мне ничем. А мне по молодости нравилось надеяться на собственные силы, и только с годами я понял, что и мне в ту пору мамы очень не хватало.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также