Сменить амплуа

Почему артисты покидают подмостки

 
Говорят, театр – это наркотик и отказаться от зрительской любви совсем невозможно. Однако бывает иначе. На свете немало актеров, которые, уйдя из профессии, не потерялись, а нашли себя в другом, не менее интересном деле. О том, какие опасности таит в себе актерская профессия и есть ли жизнь вне сцены, бывшие актрисы рассказали «Театралу» в канун 8 Марта.
Анастасия Немоляева, дизайнер:

– Не могу сказать, чтобы я мечтала уйти из актерской профессии. Просто в 1990-е годы кино почти не снималось, и я пошла к Сереже Женовачу в Театр на Малой Бронной, где провела пять лет. Правда, работала очень мало. У меня была небольшая роль в спектакле «Ночь перед Рождеством», и еще я играла Аглаю в «Идиоте» по Достоевскому. Это был такой масштабный спектакль, который состоял из трех частей и шел в течение трех вечеров. И поскольку спектакль стоял в репертуаре несколько лет, работа у меня была. А когда Сергей Васильевич ушел и все его спектакли были сняты с репертуара, не имело смысла и мне оставаться там, поскольку я работала по договору и была занята только в его постановках.

Поэтому жизненные обстоятельства заставили меня освоить другое ремесло. Я и раньше расписывала мебель и увлекалась декорированием, но в какой-то момент стала заниматься этим профессионально. Пригласила близких мне по духу художников и организовала «Студию Анастасии Немоляевой». Кроме росписи мебели и декорирования мы занимаемся оформлением интерьеров. И хотя мои работы находятся в частных коллекциях во Франции, Великобритании, США и других странах, я не считаю свое новое занятие бизнесом. Это просто творчество, которое настолько меня увлекает, что даже некогда жалеть о том, что рассталась с актерской профессией.

Инокиня Ольга (Гобзева):

– Мой уход из актерской профессии не был внезапным. Наша жизнь состоит не только из видимого, но и огромного невидимого мира. И актер, который пытается вникнуть в ткань этого невидимого мира, рискует утратить связь с настоящей реальностью. И в моей жизни был такой момент, когда эту грань я перешла. На спектакле «Сегодня праздник» по пьесе Вальехо играла роль испанки, которая мне очень нравилась. И я невольно все больше и больше погружалась в судьбу этой женщины, в ее переживания. Она заняла в моей душе особое место: и когда я смотрела в зеркало, я стала видеть в нем и чье-то чужое лицо. А поскольку я человек верующий, то поняла, что это может быть «подселением». Это, конечно, напугало. Здесь встал вопрос выбора. Потому что если говорить об актерской профессии, то умение перевоплощаться – это весьма редкое и ценное. Можно было остаться в театре и продолжать играть такие психологически сложные роли. Но я сознательно покинула профессию, потому что выходить на сцену было уже не интересно. Наверное, по молитвам моих умерших близких пришло такое понимание. Если говорить откровенно, среди артистов редко кто доживает до преклонных лет с реальным ощущением мира. Очень часто бывает, что люди продолжают жить в иллюзиях, теряют ощущение времени.

Раньше в театре обязательно следили за нравственным обликом актера. Станиславский, если он знал, что актер совершал что-то непотребное или некрасивое, исключал его из труппы. А сейчас, чем больше актер натворит несуразностей, тем ему кажется, он популярнее. Но это не правильно, так не должно быть. Надо сохранять свой внутренний мир, ведь профессия актера – она духовная, как говорил владыка Сергий, Митрополит Воронежский и Борисоглебский. Потому что в создании образа принимает участие не только человек в своей плоти, но и непременно его душа.

Ирина Чериченко, бизнес-леди:

– Мой уход из театра был связан со спектаклем «Самоубийца» Николая Эрдмана. Однажды, представляя в гостинице «Международная» фильм Юрия Кары «Завтра была война», я познакомилась с человеком, который представлял в России одну известную кондитерскую фирму. Узнав, что он любит театр, я пригласила его на спектакль «Самоубийца». А месяца через полтора получила от него потрясающее письмо: «Вы меня просто спасли. Буквально накануне нашей встречи я думал о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, стоял на последнем этаже гостиницы и был готов прыгнуть вниз. Но ваш спектакль перевернул все мое сознание». Мы стали с ним переписываться и месяцев через восемь встретились. У меня тогда был как раз глубокий религиозный период, ему это тоже оказалось очень близко – так завязалась наша многолетняя духовная дружба. Он-то и предложил мне работу промоутера, которая стала моей первой ступенькой в серьезном бизнесе. Вот так благодаря театру и случились в моей жизни перемены. Сначала я занималась этим в свободное от кино и театра время. Одновременно ездила на различные семинары, знакомилась с производством в Финляндии, серьезно занялась английским языком. Словом, постепенно входила в предпринимательство, и у меня появилось ощущение, что я в этом что-то понимаю. Когда я стала директором по продажам в одной из бельгийских компаний, театр пришлось оставить. В последующие годы занималась продажей французской выпечки, немецких йогуртов и шоколада известных марок. Но наступает такой период в жизни, когда хочется работать не ради заработка, а ради удовольствия. И я опять мечтаю выйти на сцену.

Елена Драпеко, депутат Госдумы:

– В конце 1980-х наше кинопроизводство упало, а поскольку я была профессиональной киноактрисой, то фактически осталась без работы. Вместе с Евгением Жариковым мы создали Гильдию актеров кино России для того, чтобы защищать актеров и их права. Потом создали при гильдии свое концертное агентство, и актеры смогли зарабатывать выступлениями. Мы стали бороться за закон об авторском и исполнительском праве, и хотя нам говорили «вы дураки, кто вам это разрешит?», в 1993 году этот закон был принят и сегодня вошел частью в Гражданский кодекс. Я вы спрашиваете о моих причинах ухода из профессии? Именно в те годы я и почувствовала, что могу помогать обществу не только съемками в кино. Наша гильдия настолько успешно работала, что меня заметили и пригласили в мэрию Санкт-Петербурга – возглавлять комитет по культуре и туризму. И мне показалось, что на тот момент это было наиболее важным делом, потому что все вокруг рушилось. Шла массовая приватизация, и была угроза приватизации, в том числе и наших объектов культуры. И мы с коллегами подготовили закон, который на тот момент запретил приватизацию. А потом я пошла в гуманитарный университет профсоюзов, стала деканом факультета культуры. Так что в политику я пришла не со сцены, а с профессорской кафедры…

Ирина Кмит, сценарист:

– После окончания Театрального училища имени Щепкина не попала ни в один московский театр, а ехать по распределению в провинцию не захотела. Снялась в нескольких фильмах, но из более-менее нормальных работ есть только одна – роль принцессы в сказке «Самый сильный», снятой в 1973 году. А остальное – так, ерунда какая-то. Актерской судьбы у меня не получилось. Хотя актрисой мне очень хочется стать и сегодня.

Чем меня привлекает актерская профессия? Ты отвечаешь только за себя. С тебя не спросят за то, что твой партнер не вышел на сцену, к примеру, или перепутал текст. Звучит несерьезно, но поверьте, это неоценимое преимущество перед другими профессиями.

Я много всего перепробовала в своей жизни: была редактором на радио, фельетонистом в газете, печаталась в «Крокодиле», работала завлитом в Малом театре. И везде конечный результат зависел не только от меня, везде была масса составляющих. Сейчас я пишу сценарии. Когда пишешь сценарии, независимым себя уж никак не назовешь. Продюсеры, редакторы – это еще полбеды. Дальше, когда ты миновал всю эту кучу препятствий, наступает самое страшное – приходит режиссер. У него свое видение, свое мнение и свои возможности. И тут он такое сотворит с тем, что тобой написано, что иной раз лучше это и не смотреть – поберечь нервную систему. А фамилия-то твоя в титрах!..

Театр у меня в душе навсегда. Мне и по сей день снятся настоящие актерские кошмары – будто я на сцене, а текст забыла. Но поверьте, если бы я действительно вышла, текст точно бы не забыла.

Ольга Сигаль, инструктор по вождению:

– Признаюсь, принять решение о том, чтобы уйти из театра, было непросто, все-таки я училась актерскому ремеслу не один год. И в Томском драматическом театре, в котором прослужила четырнадцать лет, тоже была на хорошем счету. Не могу сказать, что роли были главные, но довольно интересные. Но если поначалу хотелось играть все подряд – лишь бы играть, то с годами стало приходить ощущение, будто мир движется вперед, а театр стоит на месте. Конечно, я не могу судить обо всех театрах, но наш точно оставался в прошлом. Ни новых интересных спектаклей, ни оригинальных режиссерских решений. И вдруг наступил момент, когда я стала радоваться тому, что не занята в очередной постановке. И я поняла, что жить так дальше нельзя, надо что-то менять. Ведь это ненормально, когда у актера требования к спектаклю выше, чем у худрука. На прощание сыграла моноспектакль «Я жду тебя, любимый» и подала заявление об уходе. Коллеги не поняли моего поступка: говорили высокие слова о служении театру, но какое здесь «служение»!

Почти год сидела дома и не знала чем заняться. А потом подумала: «Я ведь хорошо вожу машину, почему бы не пойти работать инструктором по вождению». Директор автошколы, услышав, что к нему на работу просится актриса драмтеатра, сначала оторопел, не поверил, что говорю серьезно. А потом обрадовался: во-первых, до этого инструкторами были только мужчины, и женщина как-то оживит коллектив. А во-вторых, Томск – не Москва, и о том, что в этой автошколе работает бывшая актриса, вскоре все узнают, а это может прибавить школе популярности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • И народные артисты, и артисты «из народа»

    За годы своего существования Фестиваль театров малых городов России сменил множество адресов. Проводился в Балаково и Лысьве, Коломне и Зарайске, Пятигорске и Дубне… На сей раз он прописался в Вольске Саратовской области. ...
  • КТО МЫ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

    Лабораторный опыт подготовки эскизов спектаклей за три дня знаком десяткам российских театров малых городов (проект Театра наций при поддержке Минкультуры РФ). Впервые к этому опыту присоединился Донской театр драмы и комедии имени В. ...
  • После ремонта Театр на Перовской вновь распахнул свои двери

    Капитальный ремонт в Московском драматическом театре на Перовской полностью завершен, в рамках ремонта изменен облик фасада здания и отремонтированы помещения театра, сообщила в пятницу пресс-служба департамента культуры Москвы. ...
  • Недетская логика

    В Москве, на сцене Центра драматургии и режиссуры на Поварской, прошли открытые показы эскизов спектаклей для возрастной категории «12+». Будущие постановки Полины Стружковой, Виктории Пучковой, Артема Кузина и Анфисы Ивановой – результат работы лаборатории «Молодые режиссеры – детям». ...
Читайте также