В деревне Гадюкино дожди

В Et Cetera рассказали историю о людях, на которых держится мир

 
Действие спектакля разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и развалины античности, и дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой женщины Марии Христофоровны (в основе – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас.
Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. У Васильевой описано, как в одном из отдаленных городов России, где живет шестидесятилетняя Маруся, в течение трех месяцев не переставая идут дожди. И причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафоричной форме. Под ногами – серебряные шары – та самая шаровая молния, которую то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр…

Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. Единственное, что не дает погибнуть этой деревне Гадюкино, – Марусино небезразличие. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственное человечество. И в этом Марусечка, сродни Матрене Солженицына, жертвует всем ради других. Это про нее сказано: не стоит село без праведника. Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров. Различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная с «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. А вскоре погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят, падает и ударяется головой об лед.

В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно дважды подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей еще и отчество Христофоровна – несущая Христа. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простой картонный ящик, перевязанный крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз ящик во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она его не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить ящик, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Однако нелепая гибель уносит Марусю из жизни – наверное, в тот самый «ящик», о котором говорил старик.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также