«А в кабинете Охлопкова мы сделаем музей…»

Как современные театры сохраняют традиции

 
Театр Вахтангова и Театр Маяковского почти ровесники. Вахтанговцы отметили свое 90-летие минувшей осенью, а маяковцы отметят такой же юбилей в этом году. В Театре Вахтангова сильна вахтанговская школа, а в Театре Маяковского – школа Андрея Гончарова. Худруки Римас Туминас и Миндаугас Карбаускис – смелые современные режиссеры – одни из тех, кто делает сегодня погоду в театральной Москве. Правда, площадками для их творчества стали подмостки, что называется, с традициями. О том, как легендарным театрам не отстать от времени и при этом не растоптать историю, рассуждают директора этих коллективов.
Кирилл Крок, Театр Вахтангова:

– Римас Туминас за последние пять лет поставил спектакли, которые позволили заговорить о новом этапе развития не только Вахтанговского, но и современного российского театра в целом. И благодаря ему в наше здание на Старом Арбате вновь хлынули зрители. Туминас заложил краеугольный камень в наш фундамент, и создалось, наконец, устойчивое положение. Таблица экономических показателей в динамике за три года говорит, что мы стали зарабатывать в полтора раза больше по сравнению с 2009 годом. Соответственно в театре увеличились и зарплаты. Такой результат получился благодаря удачным спектаклям. Но кроме того, мы стали продавать билеты напрямую, исключив из цепочки всех посредников, плюс мы стали играть больше спектаклей. Если в 2009 году мы сыграли 244 спектакля, то в 2011-м – 274. Мы почти перестали сдавать театр в аренду, у нас есть дневные спектакли, параллельно играем спектакли в Москве и на гастролях. Мы наполнили репертуаром Малую сцену и продолжаем это делать, на популярные спектакли у нас достаточно дорого стоят билеты, мы развернули большую рекламную кампанию в городе. В итоге – заметный экономический эффект.

– Какие традиции вы хотели бы сохранять?

– Хочется сохранить традицию встреч коллектива. Нам нужны наши старики, их мудрый совет. Если человек попадает в сложную ситуацию, ему весь театр пытается помочь. Тут особый дух, своя атмосфера, ее ни с чем не спутаешь, и ее хочется сохранить.

– На ваш взгляд, театральный директор должен быть публичной фигурой?

– У меня есть позиция на этот счет. Я не имею права не откликаться на проблемы российского театра. Например, одно из недавних заседаний Общественной палаты было посвящено плавному выдавливанию из города киосков театрально-зрелищных касс. Иными словами, что было создано 85 лет назад, некоторые представители городской власти пытаются тихой сапой подвинуть. Никто же не говорит прямо, что театральные кассы надо убрать, но анализ действий чиновников подтверждает, что они двигаются именно к этому. Гораздо удобнее поставить на месте театральных касс киоски оптово-розничной торговли. Это только один из примеров того, что театры сегодня работают в сложных экономических и правовых условиях. Поэтому, когда в театр пришла (купив билет) министр экономического развития Эльвира Набиуллина, я, случайно увидев ее в фойе, пригласил в свой кабинет. Мы очень хорошо поговорили, нашли общий язык, обсудив самые острые вопросы экономического существования государственного театра сегодня. Позднее было проведено совещание в Министерстве экономического развития России, в котором участвовали директора театров. Результаты этой встречи оказались поразительными. Российские театры получили, наконец, право не объявлять тендер и не проводить конкурс на госзакупки, если речь идет о сумме, не превышающей 400 тысяч рублей. Если премьер-министр говорит, что театр в России больше, чем театр, то давайте эти слова подкреплять конкретными делами. Для этого надо создавать такие экономические и правовые условия театральной деятельности, при которых люди театра будут заниматься театром, репертуаром, зрителем, выпускать премьеры, а не становиться унылой бюрократической конторой.

– Недавно в театре прошел юбилей. Велика мера ответственности директора в период юбилея?

– Ответственность огромная. Мы создали юбилейную комиссию, в которую вошли ведущие артисты, старейшие работники театра, все высказывали предложения, они учитывались при составлении плана празднования юбилея. А потом – решение огромного количества организационных финансовых вопросов. И все это легло на плечи администрации театра. Повседневная хлопотливая работа по сравнению с юбилеем почти что каникулы.

– Юбилей – наверное, это дорого?

– Мы очень благодарны Министерству культуры, которое изыскало возможность и частично профинансировало юбилейные мероприятия. Но бюджетного финансирования не хватило бы на юбилейные торжества. Мы обращались за помощью ко многим коммерческим структурам, и прежде всего наш главный спонсор – банк ВТБ – очень помог. Кроме того, Театр имени Вахтангова сегодня на каждые 100 рублей бюджетного финансирования зарабатывает 250.

Леонид Ошарин, Театр Маяковского:

– Ключевых задач на нынешний день две: реконструкция основного здания, которое является памятником архитектуры, и «перестройка» самого театрального дела. За 90 лет здесь сложились традиции, которые необходимо учитывать. Нельзя забывать о легендарном прошлом и начинать дело с нуля. Поэтому мы стремимся напоминать зрителю о том, что он пришел в театр с богатой историей, но важно и от времени не отставать. Конкуренция между театрами сегодня нарастает с быстрой скоростью, и в этих условиях мы не можем позволить себе работать «по привычке», ставить «нафталин». Пусть новые спектакли будут в чем-то спорными или неоднозначными, но они должны соответствовать духу времени, отражать настроения общества, именно это и привлечет публику. Сегодня для нас столь стремительный темп особенно важен, ведь в Маяковке в последние годы была весьма тихая жизнь, давно не было премьер, о которых говорила бы вся Москва… Впрочем, репертуарная политика – это половина дела. Я как директор должен наладить связь между театром и общественностью, включить «сарафанное радио». И для этого театр надо представить в соцсетях, активно использовать возможности Интернета. Например, к нам придет больше зрителей, если билеты можно будет купить в онлайн-пространстве. Сегодня ведь система бронирования значительно упростилась: теперь не нужно заказывать билет на сайте, а затем ехать его выкупать. Можно оплатить заказ банковской картой и получить через sms специальный код, который достаточно будет поднести на входе к сканеру. И еще один важный момент: невозможно рассматривать деятельность театра исключительно как коммерческую. В современном обществе театр выполняет еще и социальную функцию, поэтому социально значимые мероприятия займут в нашей афише особое место. Например, я хочу продолжить традицию, которую когда-то наладил в театре Et Сetera. Там играется много бесплатных спектаклей для инвалидов, ветеранов и детей-сирот. Если, например, концертному коллективу глухонемых детей нужна площадка для выступления, то театр не просто предоставляет им помещение, но еще и участвует в организации концерта: с ними работают театральные художники по свету, звукорежиссеры и многие другие.

– Это можно сделать в стенах «Маяковки»?

– Да, но только в первую очередь необходимо адаптировать здание для инвалидов. К моему удивлению, до сих пор здесь не было специализированных подъемников. Наша задача – сохранить памятник архитектуры и восстановить исторические интерьеры. Мы настаиваем на том, чтобы здание выглядело, как во времена Театра революции. Любая реконструкция – это огромные деньги, но нам, конечно, хотелось бы использовать при восстановлении элементов архитектуры не пластик, а натуральные материалы, что, безусловно, несколько дороже. Сейчас мы с вами сидим в кабинете Андрея Гончарова и Николая Охлопкова – при них этих четырех стен из гипсокартона, естественно, не было, – и хочется восстановить его в оригинале и больше не устраивать в нем рабочие кабинеты, а сделать музей. Кабинет легендарного директора Маяковки Михаила Зайцева также будет отремонтирован и передан в музейную часть.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также