Оптимистическая трагедия

На «Фонтанке» играют историю о людях, оказавшихся за бортом жизни

 
Премьера спектакля «Время для посещений» по пьесе Феликса Миттерера состоялась в праздничные дни, когда зрители ищут веселья. Однако ничего подобного спектакль не предлагает; наоборот, вместе с героями мы отправляемся в самые мрачные места на земле – тюрьму, психушку, дом престарелых… Режиссер Сергей Морозов не намерен развлекать зрителей: напротив, он хочет их встревожить, предлагая серьезный разговор о главном.
Четыре семейные истории, в каждой – два героя: мужчина и женщина. Лаконично и многозначно оформление Дарьи Гориной: крытый павильон, пустая коробка в центре большой сцены. Холодное серое помещение конкретизируется при помощи деталей: жесткая скамья в холле богадельни, больничная койка в палате, две табуретки для свиданий в тюрьме… В этой холодной клетке мирозданья напрочь отсутствуют домашний уют и тепло.

В новелле «Отставка» Невестка (Ирина Полянская) приходит в дом престарелых к Старику (Валерий Кухарешин). Приносит пакетик его любимого арахиса и красную шапку Санта-Клауса – подарок от внучки, оставшейся дома. Старик его напяливает и так проводит почти всю сцену: трогательный и нелепый, в дурацком колпаке, который смотрелся бы мило и забавно среди шумной толпы, а здесь, в юдоли печали, кажется символом неудавшейся жизни. Старик хорохорится, ерепенится, задирает Невестку, рассказывает, как он ругается с местным начальством из-за плохих обедов, как пишет письма президенту… Кухарешин играет остро, смело – и возникает узнаваемый тип этакого активного ветерана, которого жжет обида на несправедливость: был уважаемым человеком, а теперь никому не нужен, выброшен за борт жизни. В финале истории Невестка не выдерживает своей внутренней боли и признается Старику, что, пока тот в больнице, семья вынуждена была усыпить его любимую собаку, поскольку она… все время выла от разлуки. Впрочем, драматург, а вслед за ним режиссер, не защищают хладнокровную Невестку. По их мнению, «мучители» не бывают счастливее своих «жертв».

В новелле «Пшеница на шоссе» Дочь навещает Отца в психушке, куда сама же его и упрятала. Жить с ним под одной крышей стало невозможно с тех пор, как Отец лишился своего фермерского хозяйства. Теперь он думает, что природе угрожают страшные «электрические люди», которые зальют весь мир асфальтом. Однако нет счастья и у Дочери: личная жизнь не складывается – в глазах ее растерянность, боль, страх. Она как никогда нуждается в советах Отца. Только чему он сможет теперь ее научить? Увы, позднее прозрение вызывает досаду: почему Дочь не слушала его раньше?..

В спектакле есть и две вариации об отношениях Мужа и Жены. В дуэте с Людмилой Бояриновой артист Сергей Кошонин играет любящего Мужа, на глазах у которого Жена умирает от рака. А в дуэте с Ириной Полянской Муж оказывается невинной жертвой своей Жены, поскольку та ни с того ни с сего пырнула его ножом в живот… Холодный бездушный свет, бьющий по нервам режущий звук, раздающийся всякий раз, когда герои пытаются приблизиться друг к другу… Осужденная за покушение на убийство Жена сидит в тюрьме, а выживший после ранения Муж пришел к ней, чтобы объявить о намерении развестись. Кошонин проводит своего персонажа от яростной злобы и бессильной грубости к признанию в любви, к пониманию и прощению. Сначала покорная и отупевшая героиня Полянской постепенно открывает тайны своей души, неизжитую женскую обиду, долгое одиночество рядом с Мужем и детьми. И у этой пары, как ни странно, есть надежда на будущее.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также