Реквием по Дон Кихоту

Московский ТЮЗ сыграл испанскую драму в стиле арт-перформанса

 
Режиссер Виктор Крамер (когда-то поставивший «Снежное шоу» Славы Полунина) и художник Максим Исаев из группы АХЕ, известной экстравагантными перформансами, сделали спектакль о посмертной славе Дон Кихота, приключениях его оруженосца Санчо Пансы и прекрасной Дульсинеи. Получилось действо, полное фантастических образов.
Жанр спектакля «Та самая Дульсинея» обозначен в программке как «испанские стоны и вздохи в двух частях». Но стонов и вздохов в нем гораздо меньше, чем режиссерских приемов. Каждый из эпизодов спектакля похож на ожившую картину: сценография и костюмы тут не менее важны, чем игра актеров. К примеру, первая встреча Санчо Пансы и Дульсинеи происходит в дощатой будке-развалюхе с ветхим деревянным туалетом неподалеку. Строения возвышаются на фоне огромной стены из черных мешков для мусора – в конце эпизода мешки обрушатся, завалив пространство сцены. Судя по диалогам персонажей, это Испания, судя по виду – российская глубинка, где все поголовно глушат бормотуху и дают волю эмоциям. Не зря у Дульсинеи (Наталья Мотева), которую все здешние обитатели зовут Альдонкой, фингал под глазом и огрубевшие руки. Словом, в ее облике нет ничего общего с прекрасной дамой.

Санчо (Павел Поймалов) тоже явно не герой из легенды. Он изрядно исхудал, износил клетчатую рубашку, щеголяет в растянутых трениках и зарабатывает себе на пропитание байками о Дон Кихоте. В одной из сцен он рассказывает их, а Альдонса, согнувшись, драит пол. Услышав, что Дон Кихот оставил Дульсинее письмо, девушка в миг распрямляется, и Санчо, вдруг узнав ее, радостно кричит: «Это ж она! Дуся!»

…Со свалки герои попадают в бордель. Девицы в экзотических нарядах и макияже «боевой раскраски» ожидают клиентов, сидя в прозрачных, подсвеченных лампочками ящиках. Дульсинею здесь демонстрируют посетителям как «жемчужину девственности», невинности и чистоты. Однако вскоре из этого борделя она тоже сбежит и ближе к финалу вместе с Санчо попадет в долину, где живет великан. На сцене возвышаются его огромные ноги (в самые трагические моменты они встают на цыпочки), верхняя часть великанского туловища явно скрывается над крышей театра. Черные мешки для мусора в этой сцене «превращаются» в стадо овец, а потом из них льется вода.

Через визуальные образы раскрыта и одна из важных тем спектакля: любую легенду (в том числе и о Дон Кихоте) легко опошлить, превратив ее героев в объект масс-культуры и источник дохода для малого бизнеса. Портрет Дон Кихота растиражирован, выставлен напоказ в борделе, украшает футболки и чашки. Стало модно «донкихотствовать», признаваясь Дульсинее в любви. Поэтому в «долину великана» приходит целая толпа женихов, разного возраста и комплекции, дабы излить свои чувства к Дульсинее. Только о любви они говорят так, будто повторяют заученный и лишенный смысла ритуал, а героиня на самом деле никому из них не нравится. Закончив признания, женихи бодро выстраиваются в очередь за супом и тянут к Дульсинее железные миски, точно узники в лагере.

Героиня Натальи Мотевой отказывается соответствовать образу «жемчужины девственности» или прекрасной дамы. Бунтарка Дульсинея грубовата, насмешлива, прекрасным сказкам предпочитает правду, даже горькую и причиняющую боль. Она не терпит ложного пафоса и способна в сердцах обозвать Дон Кихота «сумасшедшим». Но пока жива Дульсинея, память о Рыцаре печального образа не впишется в каноны масс-культуры. В финале спектакля героиня, широко расставив ноги, играет на гармошке – и бойкая мелодия звучит, как реквием по Дон Кихоту.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также