Загадки Венеции

«Театрал» и Московская филармония продолжают розыгрыш билетов на концерты в залах Москвы

 
Дирижер Мария Эклунд рассказывает историю о своем любимом композиторе. Тот, кто раньше других пришлет ответы на вопросы конкурса, получит билеты на концерт с участием Марии, которым она будет дирижировать 24 января 2012 года в Концертном зале имени Чайковского. Ответы принимаются до 18 января по электронному адресу: teatral@newnews.ru
–Судьба этого композитора, музыканта и педагога тесно связана с его родной Венецией. Отчужденная и ранимая, опасная и ускользающая, – Венеция и триста лет назад была способна перевернуть жизнь любому человеку, приостановить время или мистически расставить капканы в его судьбе. Вот и жизнь музыканта тоже столь щедро наполнена загадками, что порой кажется мистической.

С его полным наследием мы еще мало знакомы. И это еще более странно и загадочно потому, что при жизни он был почитаем и широко известен. Его высоко ценил Жан-Жак Руссо, под музыку одной из его кантат проходила свадьба Людовика XV, наконец, ему покровительствовал австрийский император Карл VI: известно, что аудиенция, назначенная императором композитору, длилась дольше, чем какая-либо встреча Карла со всеми своими министрами. Кроме того, Карл удостоил композитора рыцарского титула, наградил Золотой медалью и пригласил в Австрию, куда музыкант в итоге и переехал. Однако в Вене его счастливая судьба вдруг обернулась трагедией. Композитора словно забыли, он умер от затяжной болезни и был похоронен в могиле для бедняков. Уж не Венеция ли так отомстила своему сыну за «измену»?

Впрочем, хорошим здоровьем он никогда не отличался – с детства был болезненным, но это не помешало ему освоить многие музыкальные инструменты и прекрасно играть на них. В особенности он прославился как скрипач: утвердил новую для своего времени манеру исполнения и во многом оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Он был посвящен в духовный сан, однако вести службы было ему не под силу. Именно поэтому он выбрал преподавательскую деятельность, отдавая много времени и сил воспитанию девочек-сирот в одном из приютов. Но настал момент, когда его обвинили в неподобающем поведении и уволили. Только через год его заслуги были оценены по достоинству, и композитор был восстановлен в должности.

Вопреки тяготам судьбы, музыка композитора светла, динамична и экспрессивна, полна иллюстративной красочности, богата мелодически, прозрачна по инструментовке, эмоциональна. Его музыкальное наследие предстает перед нами сквозь призму минувших эпох, в каждой из которых обнаруживались написанные им произведения. Только в ХХ столетии были найдены 14 его рукописей, разбросанные по частям в двух разных местечках Италии – в одном из монастырей Пьемонта и в доме герцога Дураццо (наследники герцога затеяли ремонт здания, которое стояло нетронутым с XVII столетия). Там же были обнаружены несколько сот инструментальных концертов, оперы, множество вокальных и инструментальных произведений. Уже в XXI веке весьма неожиданные находки обнаружились не где-нибудь, а в Дрезденской библиотеке. Думаю, это еще далеко не все. Вот так понемногу открываются нам давно утерянные и забытые музыкальные строки, оставшиеся, как казалось, лишь в памяти каналов родной композитору Венеции.

ВОПРОСЫ конкурса: 1. Кто этот композитор и музыкант? 2. Какое прозвище дали ему современники? 3. Какое из его сочинений сегодня является самым популярным?

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Теодор Курентзис произвел в Лондоне фурор

    В субботу, 28 июля оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле, где исполнил Вторую и Пятую симфонии Бетховена. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте радиостанции BBC. ...
  • Нетребко с Эйвазовым не приехали на выступление с Мариинским

    Мариинский театр под руководством своего худрука Валерия Гергиева принимает участие в традиционном Летнем фестивале в Баден-Бадене, который проходит с 7 по 23 июля.   Выступления Мариинского театра завершают музыкальный фестиваль на сцене одного из крупнейших концертных залов Европы. ...
  • В Берлине ставят оперу на текст Сорокина

    Берлинская государственная опера в предстоящем театральном сезоне 2018/2019 представит мировую премьеру оперы швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Violetter Schnee («Фиолетовый снег») на основе текста Владимира Сорокина. ...
  • Пласидо Доминго выступит в Мариинском театре

    Выступления испанского оперного певца Пласидо Доминго состоятся на Новой сцене и в Концертном зале Мариинского театра 6 и 7 июля. Артист выйдет на сцену не только в качестве исполнителя, но и дирижера, сообщает пресс-служба. ...
Читайте также