Осенние перевертыши

Константин Богомолов назначил актрис на мужские роли

 
Свой спектакль «Лир» режиссер назвал комедией из столичного кокетства. Кажется, ему хотелось показать нечто далеко не смешное – противоестественный мир, противоестественную войну, противоестественную власть, противоестественную историю. На сцене петербургского театра «Приют комедианта» в осенние дни этого года он поставил спектакль, по сравнению с которым «Криминальное чтиво» – скромная комедия.
Совершив главный перевертыш (мужские роли отдал актрисам, а женские – актерам), он гарантировал принадлежность комедийному жанру на протяжении трех часов. Правда, смотреть, как женщины играют мужчин, не смешно, зато мужчины в женских ролях – источник для смеха надежный.

Из женских ролей наиболее интересен Лир в исполнении Розы Хайруллиной (приглашена из «Табакерки»). Перед нами маленький, сухощавый кремлевский самодур, поскольку действие происходит в бункере красного камня в начале 1940-х годов. Британскую сагу режиссер наложил на советский миф и подкрепил этот перевертыш игрой в имена. Например: Георгий Максимилианович Альбани, Самуил Яковлевич Глостер, Регана Лировна Корнуэлл… При этом литературная основа спектакля растянулась от Библии до Варлама Шаламова, а в качестве посла Европы (немца как такового, фашиста по обстоятельствам и воинственного французского короля, мужа Корделии) на сцену вступил сам Заратустра (Татьяна Богданова). А, например, Эдмонд превращен в андрогина, который соблазняет всех трех сестер и их мужей.

Спектакль начинен цитатами, которые, как из принтера, выскакивают в каждой сцене. Плюс разнообразные шутки, из коих особенно запоминаются два ужина с небутафорскими закусками. Первый – в самом начале, при отречении от власти короля больного раком (как и его страна, как и весь мир), и второй – прощальный с участием всех мертвецов трагедии (простите – комедии), весело продолжающих править, жрать и пить после победы 9 мая.

Придурковатого и наивного Лира к этому моменту увенчали золотым париком, заживо опрыскали лицо бронзой и навесили на великоватый пиджак звезду. Чем хорош этот Лир? В нем нет никакой величественности: Хайруллина – актриса большой житейской простоты и естественности. А поскольку Богомолов убрал из персонажей спектакля Шута, то сама Лир-Хайруллина компенсирует его отсутствие бравадой, лагерными присказками, застольными казачьими песнями и отборным матом.

Для зрителей с высокими духовными потребностями этот спектакль покажется высокоумным ребусом или крепко слаженным механизмом. То и другое, в отличие от органической природы персонажей, поддается разгадкам. Поставить под всеми цитатами подпись и связать всех в одну «семью» (в мафиозно-космическом смысле) – задача увлекательная. Однако сама Лир своим существованием в спектакле как бы просит: «Не мудрите, дяденька». Дяденька, то есть режиссер набросился на этого «Лира» с темпераментом пророка: успеть сказать все и обо всем, но вышло с оттенком суетливости.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также