Дважды рожденный

После трагедии на съемках артист и каскадер Виктор Евграфов не боится больше ничего

 
Пятнадцать лет назад он получил травму на съемочной площадке. В фильме «Дети капитана Гранта» участвовал как каскадер – сложнейшие трюки выполнял без единой царапины. Но за десять дней до окончания съемок, помреж перепутал команды, и артист с напарником столкнулись в воздухе.
Потом была мучительная борьба с недугом, растянувшаяся на несколько лет. Виктор Евграфов заново учился ходить. А ночами, на медицинской койке, преодолевая дикую боль, водил шариковой ручкой по листу бумаги– пытался выразить то, что чувствует в этот момент. Получались десятки абстракций, однако он мог бы и сегодня разъяснить суть каждой из них…

И хотя кинокарьера Евграфова оборвалась в самый блестящий момент, он все равно вернулся в профессию. Правда, его полет сегодня уже не столь высокий, артист не делает больше пируэтов в воздухе, зато преподает каскадерское мастерство в родной Самаре, а вечерами… пишет картины.

«Учительница не простила обиды»

Он всегда и во всем шел вопреки обстоятельствам. Даже свою знаменитую роль – профессора Мориарти в сериале Виталия Мельникова «Приключения Шерлока Холмса» – сыграл потому, что в юности познал природу авантюризма:

– После того как фильм прошел в прокате, я получал письма со всего Союза: мол, как вам удалось сыграть злодея, холодная энергетика которого проходит даже через экран? А ничего сложного в этом нет: просто я нашел в себе общие черты с характером профессора, ведь в школьные годы был невероятным авантюристом. Я тоже, как и он, старался быть сильным, гордым и независимым. А началось все в 6м классе, когда меня оставили на второй год. Дело в том, что мой друг влюбился в учительницу. Как любой мальчишка тринадцати лет, он хотел произвести впечатление. Но делал это не цветами и подарками, а кознями и кривлянием. Однажды он пришел ко мне и сказал, что мы идем бить окна в ее доме. Меня это поразило, ведь она нам ничего плохого не делала. А он меня поставил перед фактом: дескать, как верный друг должен идти со мной. И, по самому предательскому стечению обстоятельств, после битья окон я столкнулся с учительницей возле ее дома.

Самоуверенность меня подвела, и экзамены не помогли – меня оставили на второй год. Первого сентября я пришел в класс и скромно сел за последнюю парту, но учительница мне сказала: «Евграфов, пересядь вперед». Я, естественно, воспротивился такому приказанию. И разговор у нас произошел весьма смелый. «Евграфов, может, ты мне нравишься. Я хочу, чтобы ты сел вперед». «А вы мне не нравитесь!»– от испуга ляпнул я, встал и случайно зацепился за гвоздь, торчащий из стула. Как назло, кровь предательски потекла по ноге, и я пошел к учительнице. А дальше от стыда и обиды столкнул со стола ее сумку. Кстати, эту природу конфликта я запомнил на всю жизнь, помнил о ней в «Шерлоке Холмсе», ведь у профессора Мориарти тоже было непреодолимое чувство обиды, которое он тщательно скрывал.

На том злосчастном уроке сидеть я больше не мог и… побежал топиться. За железной дорогой была небольшая речка. Я разделся и переплыл на другой берег. Не утопился. Опять переплыл. Не утопился. Думаю: «Да что ж такое!» В третий раз поплыл. И снова оказался на берегу. Потом уже мне мама рассказывала, как меня крестили, а это было в 1948 году, время тяжелое, и крестила бабушка на кордоне в бочке. Она меня в бочку окунала, и я вырвался– пошел на дно. Все перепугались, а бабушка говорит: «Чего вы боитесь, теперь он ни в море, ни в окияне не утопнет!» Так что только зря я вымок тогда.

«Мне приснилась Ванга»

Виктор Иванович – человек энергичный. После каскадерской травмы на долгое время он выпал из актерского гнезда, но справился со своими бедами, наверное, потому, что дух борьбы никогда его не покидал. Даже в самарской квартире как своеобразная иллюстрация характера хранится небольшая коллекция шпаг и мечей XIX века:

– С этим оружием я играл лучшие свои роли. Оно вдохновляет меня, напоминает, что я многое могу.

О своей борьбе он готов рассказывать часами:

– После того как я встал на ноги, мне было страшно выходить на улицу. Я мог упасть в обморок и четко понимал, что никто не обратит на меня внимания. Подумаешь, мужик лежит… И однажды в моей жизни настал «полевой» уровень. Это точка, после которой жить просто невозможно. Тебя пронзает страх, ты боишься выходить из дома и два часа можешь стоять в коридоре и застегивать куртку. Полное отчаяние. Замкнутый круг, в котором даже свет гаснет. И именно в этот момент случилось то, что вернуло меня к жизни. Мне приснилась Ванга – та самая болгарская пророчица– мы сидим в лесу, недалеко от того места, где я получил травму. Она кидает в костер какие-то листочки, а они быстро сгорают, подхваченные пламенем. Я проснулся и долго про себя повторял: листочки, костер, огонь. А потом меня осенило: я взял свои рисунки, сделанные на больничной койке, и пошел в парк. Был сильный дождь. Ночь. Я все время спотыкался, падал на неокрепших ногах, но нашел место, где можно развести костер. Рисунков было около тысячи. Искры красиво вздымались над пламенем… И вдруг я впервые за пять лет почувствовал, что ничего не боюсь – я твердо стоял на ногах. Мое тело как будто перепрыгнуло порог падения. А потом я несся домой со слезами радости, потому что понимал: мне больше нечего бояться. Когда я наконец вернулся домой, мама, сильно испуганная, начала расспрашивать, где я был ночью и почему весь такой грязный, но в эйфории смог произнести всего одну фразу: «Теперь со мной все в порядке!» И снова начались радостные дни, я даже осмелел и взял в руки кисти и краски.

Сейчас картины и графические рисунки Евграфова выставляются в галереях Самары – оригинальное сочетание красок, мелков и графита воплощается на холсте портретами и пейзажами:

– Для меня живопись стала отдушиной, надеждой на нормальную жизнь. В каждом рисунке была маленькая история, кусочек моей души. Я долго к этому шел.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также