Грузинский конфликт

Лермонтовского «Мцыри» в Москве представили с помощью единоборств

 
Режиссер Константин Мишин, поставивший в «Школе драматического искусства» спектакль «Мцыри», – ученик Анатолия Васильева и потому в каждой из своих постановок проводит эксперимент. На этот раз в его трактовке «Мцыри» кардинально отличается от одноименной поэмы Лермонтова. Главного героя играют не один, а сразу три актера, причем все они выходят на сцену одновременно и сражаются бамбуковыми палками, используя приемы восточных единоборств.
«Мцыри» Лермонтова построен как монолог с линейно развивающимся сюжетом. Грузин-послушник православного монастыря бежит оттуда во время грозы в надежде добраться до родных мест. В пути сражается с барсом, убивает его, но через несколько дней и сам умирает от ран, полученных в этой схватке.

Каким бы хрестоматийным ни был сюжет, его трудно представить в сценической интерпретации. Чтобы перевести текст на театральный язык, Мишин сначала разделил образ героя на три ипостаси. Одна – Мцыри, Окрыленный надеждой (Евгений Поляков) передает настроение послушника, когда тот сбежал из монастыря (кстати, мцыри – по-грузински и означает «послушник»). Актер играет начало поэмы. Другая – Мцыри Борьбы (Георгий Фетисов) показывает героя в тот момент, когда он борется с барсом и читает середину монолога. Последняя ипостась – Мцыри Поверженный (его играет сам Константин Мишин) – герой в заключительной части, когда он заканчивает свой монолог. Всех трех Мцыри режиссер одновременно выводит на сцену, как будто сталкивая друг с другом. Каждый из них играет свою роль и произносит фрагмент поэмы, относящийся к его роли. В результате получается нечто похожее на мистерию с ее принципом одновременного действа.

Фрагменты поэмы переплетаются друг с другом, порой звучат по нескольку раз, образуя непривычную композицию. Актеры читают стихи резко, отрывисто, в характерной для васильевского стиля манере: они как будто бросают друг в друга лермонтовские фразы.

Словесным поединком дело не ограничивается. Мцыри в трех лицах ведет непрерывную борьбу с барсом (его играет тренер по боевым искусствам Константин Астафьев). Актеры дерутся бамбуковыми палками, железными серпами, заметно, что они неплохо владеют разными стилями восточных единоборств. Похожи они при этом не на лермонтовского православного монаха, а скорее на последователей школы Шао-Линь. О том, что дело происходит не где-то в горах Тибета, а в грузинском монастыре, напоминают старинные песнопения (в паузах между поединками их исполняет хор, одетый в монашеские рясы) и стена декорации, похожая на потемневшие от времени фрески. Дополнительный колорит действу придает музыка композитора Александра Маноцкова, стилизованная под старину.

Мишин пришел в режиссуру из хореографии современного танца, и в его спектакле танец и пластика играют не менее важную роль, чем поединки. Участники спектакля то сплетают тела в причудливых и выразительных движениях, то хаотично перемещаются по сцене. В спектакле играют не только мужчины, но и шесть женщин. Они изображают хрупких грузинок, напоминающих ангелов, а затем превращаются в злобных ведьм, будто сошедших с «Капричиос» Гойи. Ведьмы кружат вокруг раненого Мцыри, так и норовя порезать его серпами.

Присутствие женщин на сцене не влияет на ход событий. Спектакль Мишина не о взаимоотношениях противоположных полов. Это история о вечном поединке мужчины с судьбой и с самим собой.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также