Служанка-госпожа

Почему сказка про Золушку актуальна во все времена

 
Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил в бенефис Ольги Богдановой комедию Бронислава Нушича «Госпожа министерша». Поставил с размахом, задействовав в спектакле все пространство большой сцены, и превратив его в городскую площадь, где играет четверка настоящих музыкантов и носится компания мальчишек.
Комедия «Госпожа министерша» из тех пьес, что обязательно обеспечат кассовые сборы. Ее сюжет никогда не потеряет актуальности: домохозяйка и мужняя жена Живка Попович, окончившая всего три класса школы, в одночасье превратилась во влиятельную светскую даму, поскольку ее супруга вдруг назначили министром. Живка стала ездить в министерском автомобиле, завела себя визитные карточки, где значилось, что она – «госпожа министерша», принялась добывать родственникам важные посты и попыталась поменять в доме все – от мебели до зятя. Аналогии с нынешними российскими реалиями напрашиваются сами собой. Но Морозов не из тех режиссеров, что осовременивают пьесы. Он идет вслед за автором, сохраняя эпоху и колорит.

О Сербии мы знаем немного, поэтому «Госпожа Министерша» больше похожа на сказку. А Живка (в исполнении Ольги Богдановой) сначала напоминает скромную Золушку: носит войлочные тапки, вытирает руки о передник и пытается выпросить у родственницы денег взаймы. А потом превращается в барственную министершу: щеголяет броскими нарядами, меняя платья от сцены к сцене, и бесцеремонно командует чиновниками. Живка хочет переделать мир на свой лад, плетет интриги и очень довольна собой. Но торжество длится недолго. Как положено в сказке, министерша снова становится Золушкой.

Большое пространство сцены и огромный зал Театра Армии диктует актерам свои законы существования и игры. На такой сцене не удастся плести «психологические кружева» или демонстрировать тонкие нюансы поведения: зрители их просто-напросто не увидят. Поэтому актерам приходится играть максимально выразительно, усиливая эмоции и акценты, которые в камерном пространстве показались бы излишними.

Морозов придумывает для каждого из них какую-нибудь комическую или характерную, запоминающуюся деталь. К примеру, компания родственников, явившаяся Живке в дом, состоит из старцев в бараньих папахах и перезрелых дам на грани нервного срыва. А служанка министерши Ганка превращается в роковую красотку наподобие Кармен.

Комическую атмосферу дополняет толпа прохожих, снующих вокруг дома Поповичей. Они то сбиваются в революционные демонстрации, то пляшут под аккордеон, скрипку и ударные, лихо наяривающих бодрые мотивы. Порой кажется, что смотришь не спектакль, а один из фильмов Федерико Феллини, наполненных ностальгией о его детстве в итальянской провинции.

Устроенная на сцене кутерьма особенно сильно подчеркивает контраст между весельем толпы и расстройствами Живки в финале. В голосе актрисы звучат почти трагические ноты. Ее можно понять: ужасно не хочется вновь становиться служанкой, если удалось хотя бы недолго побыть госпожой.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также