«Мазлтов, Цуцик!»

Театр наций показал историю любви

 
Театр наций с размахом отпраздновал открытие отремонтированного здания бывшего театра Корша. На торжественную церемонию приехали премьер-министр РФ, мэр Москвы, самые влиятельные политики и олигархи, наглядно продемонстрировав особое место театра во главе с Евгением Мироновым на нашей государственной карте.
А вот первую премьеру сезона в Театре наций сделали сознательно негромкой. Выпускник-режиссер Туфан Имамутдинов с группой молодых актеров показал камерный спектакль по роману Башевиса-Зингера «Шоша».

В предпремьерных интервью Туфан Имамутдинов рассказывал, что «Шошу» Башевиса-Зингера случайно заметил на книжном развале. Прочитав, был «по-человечески тронут», иначе говоря, точно ощутил попадание прозы крупнейшего еврейского писателя ХХ века в день сегодняшний. Как и тогда, в эпоху Второй мировой, стало понятно, что единственное безопасное место на свете – сердце и тело другого человека…

Из многослойного романа еврейского мыслителя и философа Туфан Имамутдинов извлек любовную линию, отбрасывая как побочные все темы национальной идентичности, богоборчества и богоискательства, весь напряженный интеллектуальный и бытовой фон Варшавы накануне фашистского вторжения. Из «Шошы» выброшены и завязка романа, и его финал. Режиссер и его команда сосредоточились на отношениях молодого писателя Аарона Грейденгера (Цуцика) и трех его женщин – интеллектуалки Селии, актрисы Бетти и заторможенного в развитии ребенка Шоши.

Башевиса-Зингера всегда интересовали люди, чьи действия невозможно объяснить. Театр пытается эту невозможность логического объяснения сделать живой, выпуклой.

…Мужчина и женщина сидят друг против друга за большим столом. Этот стол – главный и единственный предмет сценографии Тимофея Рябушинского – вокруг него, на нем, под ним разыгрывается все действие спектакля. Ножи стучат по тарелке, Аарон (Роман Шаляпин) и Селия (Наталья Ноздрина) впервые обедают вдвоем, летят острые реплики. А надо всем и поверх всего – тяга друг к другу, взаимный страх, острый привкус стыда и медленно нарастающее желание… Вот ослепительная Бетти (Ольга Смирнова) вдруг ломается, сгибается пополам и кричит, что эта неудавшаяся пьеса Аарона была ее последним шансом, что она молила Бога о хорошей пьесе, но такова ее судьба – все ломать и разрушать… А вот седая, коротко стриженная Бася (Роза Хайруллина) властно-нежно сближает головы дочери и гостя: «Поцелуй его, ты – чистая девушка, тебе можно!»

Особенно хороши в этом спектакле женщины. И нежная маленькая Шоша с оттопыренной нижней губкой и нескладной грацией ребенка-урода (Полина Стружкова). И ее мать Бася, похожая одновременно на ведунью и на воспитательницу детского сада. И белокурая тонкая дива Бетти Слоним, и капризная, переменчивая, блистательная Селия. Рядом с подвижностью их интонаций, переменами настроения, светотенью, их сложной душевной жизнью актеры-мужчины кажутся вяловато-статичными. И даже главный герой Аарон (Роман Шаляпин) воспринимается однотонным в постоянном удивлении не столько перед чудесами мира, сколько причудами собственных решений. Впрочем, роль Аарона – одновременно рассказчика и действующего лица – явно относится к числу ролей медленно складывающихся. Так что, возможно, Роман Шаляпин еще поймает кураж и свободу человека, которого ведет его дибук; писателя, который осознал, что «в моих рассказах герой желал только одну женщину, сам же я хотел заполучить весь женский род».

«Мазлтов, Цуцик!» – поздравляют героя свадебные гости. И пусть впереди стережет катастрофа – война, гетто, гибель, сейчас: мазлтов!

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы восстановили этот спектакль в память об Олег Табакове»

    В субботу, 19 октября, в Московском Губернском театре состоялась премьера по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» - спектакля Олега Табакова, восстановленного в память о нем Сергеем Безруковым и Аллой Решетниковой. ...
  • Путь грешного человека

    Юрий Бутусов в прошлом сезоне стал главным режиссером Театра им. Вахтангова, и первой его постановкой стал «Пер Гюнт» Генриха Ибсена. Заглавную роль сыграл Сергей Волков, перешедший на московскую сцену из Театра им. ...
  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • В МХТ представят «Царя Федора Иоанновича»

    Трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» временно возвращается на подмостки МХТ им. Чехова. Этим произведением 26 октября 1898 года открывался Московский Художественный Общедоступный театр, а сейчас, более века спустя, пьесу представят в рамках проекта «Память места», посвященного истории и традициям МХТ. ...
Читайте также