Владимир Этуш: «Я пришел сюда еще до войны…»

Центральный Дом актера имени Яблочкиной открывает юбилейный 75-й сезон

 
Легендарный Дом на Старом Арбате Владимир Этуш возглавил три года назад, вскоре после того, как ушла из жизни многолетняя хранительница Дома Маргарита Эскина. В своей программной речи актер говорил, что предлагает себя на пост директора именно потому, что судьба Дома ему не безразлична – он хочет сохранить ту удивительную атмосферу, которая на протяжении многих лет создавалась Эскиной и ее отцом. О том, как реализуется эта задача и какие планы стоят перед ЦДА, Владимир Этуш рассказал «Театралу».
– Владимир Абрамович, начинается юбилейный сезон. Что интересного готовится для наших театралов?

– По традиции мы открываемся большим актерским «капустником». Режиссер Владимир Иванов и авторы – Вадим Жук и Сергей Плотов посвятили его на этот раз 150-летию отмены крепостного права. Замечательный повод вспомнить крепостной театр, поговорить о свободе и «неволе» современного актера. А еще впереди будет много вечеров, концертов и спектаклей. И здесь для нас самое главное – сохранять уникальную атмосферу Дома актера, его открытость и гостеприимство. Мы рады всем. И потому в начале сезона к нам придут студенты театральных вузов, затем будут концерты юбиляров, всевозможные тематические вечера, а журнал «Театрал» в декабре подведет итоги минувшего сезона, вручив премию зрительских симпатий – «Звезда Театрала». И отдельная глава нашей жизни – вечера памяти людей искусства. В ближайшем сезоне мы будем вспоминать, например, Беллу Ахмадулину, Бориса Покровского, Татьяну Панкову, Юрия Катина-Ярцева. Даты называть не буду, поскольку подробное расписание наших вечеров читатели всегда смогут посмотреть на сайте Дома актера.

– А если говорить лично о вас, то работу в ЦДА вам приходится совмещать с репетициям в Театре Вахтангова и службой в Щукинском училище…

– Это непросто. На первый взгляд жизнь Дома актера спокойная, тихая и вроде бы артистов здесь всегда много, и сцена пестрит талантами. Однако за этим стоит огромный труд, и все наши сотрудники постоянно включены в жизнь Дома, поскольку в этом деле нельзя отвлекаться – нужно ежедневно держать руку на пульсе. Я, например, вынужден пропускать какие-то спектакли в училище...

– Вы уникальный человек, поскольку помните этот Дом едва ли не с первых лет его жизни…

– Да, я пришел в Дом актера в конце 1930-х, еще до войны. Проводился конкурс чтецов под руководством Василия Ивановича Качалова. Я зашел послушать, и мне очень понравилось. Мы подружились с Александром Моисеевичем Эскиным (первый директор ЦДА. – «Т».). Потом он попросил меня сопровождать турецкого писателя Назыма Хикмета, а дальше я и сам не заметил, как стал чаще бывать здесь.

– А в чем феномен Александра Моисеевича? Ведь даже спустя столько лет его вспоминают с восхищением. Что это – личное обаяние, дар общения, умение видеть и любить талант?

– Все вместе. Не забывайте, что он был к тому же еще очень образованным человеком, он много знал. Из Ленинграда привозил «капустники», за которые его ругали, у него были всякие неприятности с властями. Но он понимал, как это важно для Дома, для актеров. И еще. Он умел как-то все устраивать и при этом оставаться в тени, не выпячиваться, быть скромным. И при этом вокруг его личности формировался настоящий Дом – вплоть до того, что, попадая на сцену Дома актера, даже самые знаменитые мастера превращались в детей. Помню, как Софья Гиацинтова и Серафима Бирман состязались наперегонки, напрочь позабыв о своих высоких званиях и регалиях. Тогда все жили нашими вечерами. Это было важное событие в жизни каждого.

– Возможно ли сегодня такое единение?

– Думаю, нет. Сегодня все как-то по-другому... Время поменялось.

– А каким вам представляется идеальный Дом актера? Он ведь должен идти в ногу со временем?

– Режиссер и артист должны идти в ногу со временем, а Дом актера обязан сохранить то лучшее, что было заложено Александром Эскиным и развито его дочерью Маргаритой. Ведь «золотой век» ЦДА уже прошел. Почему бы не попытаться нам его воскресить? Например, в прежние времена жизнь Дома вбирала в себя не только профессиональные интересы. Все важное, талантливое, что было в жизни, попадало к нам: первые космонавты, известные спортсмены, поэты, политики, писатели. Помню встречу с американскими космонавтами, летавшими на Луну.

остаточно полистать фотоархив: какие имена! Корней Чуковский, Юрий Гагарин, Жерар Филипп, Анна Зегерс, Пабло Неруда… Дом актера был таким интеллектуальным центром, универсальным клубом. Возможна ли сегодня такая ситуация?

– Надеюсь, что возможна. А еще хотелось бы большее внимание уделять профессии, организовывать мастер-классы, какие-то серьезные разговоры о проблемах театра. Все это необходимо и интересно.

– Вместе с Домом актера вы прошли долгий путь. Первые десятилетия – дружба с Александром Моисеевичем, время энтузиазма, единения. Был трагический момент уже в недавнее время, когда актеры едва не лишились своего Дома, и на период болезни Маргариты Эскиной вы временно исполняли обязанности директора. Теперь, уже третий год, вы директор. На ваш взгляд, какой период сегодня переживает Дом актера?

– Сегодня у нас непростой период внутренней реконструкции. Это изменение структуры направлено на то, чтобы у Дома была возможность расходовать больше средств на творческие проекты. Что касается творчества, то, на мой взгляд, в Доме происходит много хорошего. Работает постоянная программа помощи ветеранам сцены. Большое внимание уделяется молодым артистам, театральным студентам. Это все большие комплексные программы, действующие не один год. Есть Театральная гостиная, которая активно работает с Русскими домами по всей Европе. И нигде, ни в одной стране аналога нашего Дома нет. Поэтому нужно попытаться сохранить все лучшее, сохранить свое лицо.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также