Запретное искусство

Почему режиссеры лишены своих авторских прав? «Театрал» задал этот вопрос экспертам

 
Одиночество Мастера

Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал» и газеты «Новые Известия»

Поздняя осень дышит холодным одиночеством и нагоняет сырыми промозглыми ветрами мысли не о вечном, а о грустном. В том числе и о безрадостных театральных скандалах, которые тешили публику по весне и летом то в одной, то в другой труппе. Труппы изгоняли режиссеров. В каждом отдельном случае были свои причины, но финал повсюду одинаково уныл – режиссер проигрывал коллективу и вынужден был убираться вон. Театр имени Станиславского, «Маяковка», «Таганка»…Вряд ли удастся припомнить другой такой сезон, столь урожайный на изгнание режиссеров. И именно этот сезон с особой остротой еще раз напомнил о давней проблеме режиссерского бесправия. Бесправия на собственное творение – будь то отдельный спектакль или даже целый авторский театр, который неразрывно связан с именем Мастера. Как всегда была связана «Таганка» с Любимовым, театр Фоменко – с Фоменко, театр Васильева – с Васильевым, «Ленком» – с Захаровым, театр Розовского – с Розовским, Виктюка – с Виктюком… Там играли и продолжают играть звездные актеры, там много народных и еще больше заслуженных, но истинные театралы всегда идут к Мастеру. И даже восхищаясь игрой народных или начинающих, говорят о Мастере и восхищаются школой. Духом. Стилем. Энергетикой… И даже после ухода Мастера не за порог, а в вечность вспоминают не о его народных и заслуженных, а о его театре. Как о театре Эфроса или Товстоногова, или Вахтангова…

Великие имена остаются в истории российского театра вне зависимости от режимов, вертикалей, тандемов и законодательных актов. Даже лишенные права на свое творение и забытые государством, которое с легкостью забывает всех, за исключением властей предержащих, великие режиссеры и не очень великие – они всегда одиноки. В этом их сила, если безмерно талантливы, как Любимов, Фоменко, Захаров… И в этом их беззащитность перед государством и труппой. Особенно если талантливы менее. Но великое одиночество великих имен убеждает нагляднее любых параграфов, что как бы глупы ни были наши законы и как бы бездушна ни была власть, с одинаковой легкостью игнорирующая права человека и права Мастера, история все расставляет по своим местам. И о ликах власти забывают, и о режимах, и о труппах, а Имя основателя театра остается. Если он, конечно, Мастер. Пусть даже и бесправный.

Сергей Арцибашев:

– Выступай не выступай по этому вопросу, а строгого закона нет. Не верьте, если вам говорят, будто профессия режиссера независима. Это стереотип, потому что театр сам может вводить других исполнителей, менять рисунки, музыку и прочее, может распоряжается твоим произведением, как хочет. Как режиссерам защищать свои права – вопрос сложный. Вот, например, художники-постановщики в свое время создали свой Союз, который теперь следит за соблюдением законов. А театральные режиссеры объединяться в Союз (или Гильдию) отказались, поэтому авторские права художников защищены, а у режиссеров прав нету. Получается, что режиссеру сегодня свои права, свою индивидуальную творческую работу и фиксировать нечем. Недавно я убедился в этом.

Владимир Андреев:

– Это вопрос сколь простой, столь и непростой, потому что все зависит от ситуации, от тех задач, которые ставит перед собой режиссер. Если он хочет забрать свою постановку, если он наказывает коллектив – это одно, а если он забирает, потому что ему это нужно для личного дела, для собственного творчества, то это другое. Ситуация диктует поступки. Но существует еще и морально-нравственный аспект. Не защищены ведь не только режиссеры, но и художественные руководители театров. Мы вообще периодически оказываемся в одиночестве – в одиночестве по отношению к коллективу, к властям, и наступает такой момент, когда понимаешь, как ты беззащитен. И еще важный момент: редко когда режиссер относится объективно к другому режиссеру: «Ах, я поставил бы по-другому, ах, я талантливей, современней, чем тот-то…» Нет такого понятия единства режиссерского цеха – нет, и никогда не было!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Суд продолжит рассмотрение иска актеров МХАТа им. Горького в феврале

    В Пресненском суде Москвы в пятницу, 17-го января, прошло первое заседание по иску актеров МХАТа им. Горького к худруку Эдуарду Боякову. Пойти против худрука решились не больше десяти актеров, сообщает «Эхо Москвы». ...
  • В суде рассмотрят иск актеров МХАТа им. Горького к худруку

    В Пресненском суде Москвы сегодня будет рассматриваться иск актеров МХАТа им. Горького к художественному руководителю Эдуарду Боякову, сообщает «Эхо Москвы». Артисты жалуются на дискриминацию, нарушение их прав. ...
  • Туфан Имамутдинов уходит с должности главрежа Казанского ТЮЗа

    Главный режиссер Казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов, занимающий эту должность с декабря 2014 года, покидает свой пост, но остается работать в театре. Об этом он объявил на совещании с труппой во вторник, 14 января. Причиной столь кардинальных перемен молодой режиссер назвал банальную нехватку времени: административные обязанности не оставляют возможности для полноценной работы над спектаклями. ...
  • Против Театра.doc не стали возбуждать дело

    Московская полиция отказалась возбуждать уголовное дело после проверки трех спектаклей Театра.doc на пропаганду терроризма, гомосексуализма и наркотиков. При этом участковый уполномоченный ОМВД по району Замоскворечье отказался ознакомить адвоката с отказным постановлением и материалами проверки, об этом сообщает Newsru. ...
Читайте также