Запретное искусство

Почему режиссеры лишены своих авторских прав? «Театрал» задал этот вопрос экспертам

 
Одиночество Мастера

Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал» и газеты «Новые Известия»

Поздняя осень дышит холодным одиночеством и нагоняет сырыми промозглыми ветрами мысли не о вечном, а о грустном. В том числе и о безрадостных театральных скандалах, которые тешили публику по весне и летом то в одной, то в другой труппе. Труппы изгоняли режиссеров. В каждом отдельном случае были свои причины, но финал повсюду одинаково уныл – режиссер проигрывал коллективу и вынужден был убираться вон. Театр имени Станиславского, «Маяковка», «Таганка»…Вряд ли удастся припомнить другой такой сезон, столь урожайный на изгнание режиссеров. И именно этот сезон с особой остротой еще раз напомнил о давней проблеме режиссерского бесправия. Бесправия на собственное творение – будь то отдельный спектакль или даже целый авторский театр, который неразрывно связан с именем Мастера. Как всегда была связана «Таганка» с Любимовым, театр Фоменко – с Фоменко, театр Васильева – с Васильевым, «Ленком» – с Захаровым, театр Розовского – с Розовским, Виктюка – с Виктюком… Там играли и продолжают играть звездные актеры, там много народных и еще больше заслуженных, но истинные театралы всегда идут к Мастеру. И даже восхищаясь игрой народных или начинающих, говорят о Мастере и восхищаются школой. Духом. Стилем. Энергетикой… И даже после ухода Мастера не за порог, а в вечность вспоминают не о его народных и заслуженных, а о его театре. Как о театре Эфроса или Товстоногова, или Вахтангова…

Великие имена остаются в истории российского театра вне зависимости от режимов, вертикалей, тандемов и законодательных актов. Даже лишенные права на свое творение и забытые государством, которое с легкостью забывает всех, за исключением властей предержащих, великие режиссеры и не очень великие – они всегда одиноки. В этом их сила, если безмерно талантливы, как Любимов, Фоменко, Захаров… И в этом их беззащитность перед государством и труппой. Особенно если талантливы менее. Но великое одиночество великих имен убеждает нагляднее любых параграфов, что как бы глупы ни были наши законы и как бы бездушна ни была власть, с одинаковой легкостью игнорирующая права человека и права Мастера, история все расставляет по своим местам. И о ликах власти забывают, и о режимах, и о труппах, а Имя основателя театра остается. Если он, конечно, Мастер. Пусть даже и бесправный.

Сергей Арцибашев:

– Выступай не выступай по этому вопросу, а строгого закона нет. Не верьте, если вам говорят, будто профессия режиссера независима. Это стереотип, потому что театр сам может вводить других исполнителей, менять рисунки, музыку и прочее, может распоряжается твоим произведением, как хочет. Как режиссерам защищать свои права – вопрос сложный. Вот, например, художники-постановщики в свое время создали свой Союз, который теперь следит за соблюдением законов. А театральные режиссеры объединяться в Союз (или Гильдию) отказались, поэтому авторские права художников защищены, а у режиссеров прав нету. Получается, что режиссеру сегодня свои права, свою индивидуальную творческую работу и фиксировать нечем. Недавно я убедился в этом.

Владимир Андреев:

– Это вопрос сколь простой, столь и непростой, потому что все зависит от ситуации, от тех задач, которые ставит перед собой режиссер. Если он хочет забрать свою постановку, если он наказывает коллектив – это одно, а если он забирает, потому что ему это нужно для личного дела, для собственного творчества, то это другое. Ситуация диктует поступки. Но существует еще и морально-нравственный аспект. Не защищены ведь не только режиссеры, но и художественные руководители театров. Мы вообще периодически оказываемся в одиночестве – в одиночестве по отношению к коллективу, к властям, и наступает такой момент, когда понимаешь, как ты беззащитен. И еще важный момент: редко когда режиссер относится объективно к другому режиссеру: «Ах, я поставил бы по-другому, ах, я талантливей, современней, чем тот-то…» Нет такого понятия единства режиссерского цеха – нет, и никогда не было!

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также