Театр одного тирана

В Европе началась мода на спектакли о Сталине

 
На парижских улицах появились афиши спектакля Lettres d’amour а Staline. Правда, отец народов привлек в первую очередь внимание русских туристов: местные кассиры, используя весь языковой запас, устали объяснять россиянам, почему на афише затесалась фамилия советского вождя. Дело в том, что режиссера парижского Thеatre de la Tempete давно интересует тема художника и власти.
Спектакль основан на переписке Булгакова со Сталиным и переводится как «Любовные письма к Сталину». Причем за последнее время это уже не первая зарубежная постановка о сталинизме.

Пьеса испанского драматурга Хуана Майорги написана в 1998 году. В своих письмах Булгаков просит определить его творческую судьбу: либо позволить работать во МХАТе (где все его спектакли были запрещены), либо дать право уехать из страны. Так и не дождавшись ответа, Булгаков сходит с ума.

«Жизнь казалась малиной»

Одним из первых пьесу поставил студенческий театр Aula 02, который был создан в одном из германских университетов. Деньги на постановку выделила украинская диаспора, желавшая почтить память писателя-земляка. К спектаклю быстро пришел успех, и вскоре пьеса Майорги заинтересовала других режиссеров. Наконец, мода добралась до Парижа.

Во французском Thеаtre de la Tempеte постановку «Любовных писем» осуществил аргентинец Хорхе Лавелли (российские театралы, возможно, помнят его спектакль с Анни Жирардо «Мадам Маргарита», который неоднократно демонстрировался в Москве). Однако даже участие мэтра мировой режиссуры не спасло спектакль от бесчисленных нападок критики. Правда, недовольство критиков заключалось в образе Булгакова («не верим, что это великий писатель»), а про Сталина написали, будто режиссер «явно переборщил с черной краской, поскольку такой злодей управлять страной не может».

–У европейцев еще со времен нашей победы в Великой Отечественной войне сложился неправильный стереотип, будто при Сталине жизнь в Союзе казалась малиной, – говорит «Театралу» историк Иван Анфертьев, профессор РГГУ. – Они убеждены, что, пока весь мир терпел лишения и страдал, советские люди жили припеваючи. И все эти спектакли на Западе, я полагаю, воспринимаются как сталинские заветы по улучшению действительности.

Не тиран,а национальный герой

На парижских улицах еще не успели снять плакаты Lettres d’amour, когда рядом с ними появилась новая, не менее броская афиша. На этот раз в рамках Авиньонского фестиваля режиссер Патрик Пино задумал поставить пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца», которая при жизни писателя была похоронена сталинской цензурой. Семен Подсекальников – главный герой пьесы – типичный «маленький человек» сталинской эпохи, принимает решение покончить с собой, о чем узнают его ближние. Но вместо обычных в таких случаях всхлипов и возгласов они поддерживают его в этом намерении, поскольку в поступке Подсекальникова видят личностный бунт против сталинского режима.

Вопреки всем ожиданиям, Патрик Пино не стал плевать в Сталина, зато главного героя пьесы он явно презирает. В его трактовке Подсекальников – глуповатый бездельник, преданный любитель ливерной колбасы, а вовсе не жертва режима. Кстати, публика Авиньонского фестиваля, давно не видевшая комедий, на ура приняла водевильное прочтение пьесы Эрдмана.

Не стали ругать Сталина и в итальянском Teatro Manzoni, где прошла премьера трагедии Processo e morte di Stalin – «Процесс и гибель Сталина». Она была написана полвека назад офицером итальянского армейского корпуса Эудженио Корти и прежде на сцене не ставилась. На основании личных воспоминаний писателя режиссер Андреа Карабелли предпринял попытку переосмыслить образ советского вождя, затронув тему его трагической судьбы: «Сталин понимал, что ведет борьбу не против определенного противника или государства, но против Бога». На сцене главный герой спектакля почти не появляется – его место в зрительном зале. С балкона Сталин наблюдает за событиями своей жизни, а в антракте фотографируется со зрителями, словно он не тиран и деспот, а национальный герой.

Не отстают и в Великобритании. В новом сезоне ожидаются сразу две премьеры о Сталине. В лондонском Национальном театре драматург Джон Ходж и режиссер Николас Хитнер тоже обратились к переписке тирана с Булгаковым. Детали постановки пока держатся в тайне, известно лишь, что называться она будет Collaborators («Сотрудники»). Премьера на лондонской сцене состоится в середине осени, а 1 декабря спектакль можно будет увидеть в режиме онлайн на сайте Национального театра.

Еще один спектакль выпускают в британском Theatre Unlimited. Там полным ходом идут репетиции пьесы Stalin’s favourite по мотивам книги Орландо Файджеса «Шепчущие: Частная жизнь в сталинской России». В спектакле пойдет речь о взаимоотношениях Сталина с еще одним советским писателем – Константином Симоновым. Все билеты на предстоящую премьеру, которая состоится в феврале 2012 года, раскуплены уже сейчас.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также