Театр одного тирана

В Европе началась мода на спектакли о Сталине

 
На парижских улицах появились афиши спектакля Lettres d’amour а Staline. Правда, отец народов привлек в первую очередь внимание русских туристов: местные кассиры, используя весь языковой запас, устали объяснять россиянам, почему на афише затесалась фамилия советского вождя. Дело в том, что режиссера парижского Thеatre de la Tempete давно интересует тема художника и власти.
Спектакль основан на переписке Булгакова со Сталиным и переводится как «Любовные письма к Сталину». Причем за последнее время это уже не первая зарубежная постановка о сталинизме.

Пьеса испанского драматурга Хуана Майорги написана в 1998 году. В своих письмах Булгаков просит определить его творческую судьбу: либо позволить работать во МХАТе (где все его спектакли были запрещены), либо дать право уехать из страны. Так и не дождавшись ответа, Булгаков сходит с ума.

«Жизнь казалась малиной»

Одним из первых пьесу поставил студенческий театр Aula 02, который был создан в одном из германских университетов. Деньги на постановку выделила украинская диаспора, желавшая почтить память писателя-земляка. К спектаклю быстро пришел успех, и вскоре пьеса Майорги заинтересовала других режиссеров. Наконец, мода добралась до Парижа.

Во французском Thеаtre de la Tempеte постановку «Любовных писем» осуществил аргентинец Хорхе Лавелли (российские театралы, возможно, помнят его спектакль с Анни Жирардо «Мадам Маргарита», который неоднократно демонстрировался в Москве). Однако даже участие мэтра мировой режиссуры не спасло спектакль от бесчисленных нападок критики. Правда, недовольство критиков заключалось в образе Булгакова («не верим, что это великий писатель»), а про Сталина написали, будто режиссер «явно переборщил с черной краской, поскольку такой злодей управлять страной не может».

–У европейцев еще со времен нашей победы в Великой Отечественной войне сложился неправильный стереотип, будто при Сталине жизнь в Союзе казалась малиной, – говорит «Театралу» историк Иван Анфертьев, профессор РГГУ. – Они убеждены, что, пока весь мир терпел лишения и страдал, советские люди жили припеваючи. И все эти спектакли на Западе, я полагаю, воспринимаются как сталинские заветы по улучшению действительности.

Не тиран,а национальный герой

На парижских улицах еще не успели снять плакаты Lettres d’amour, когда рядом с ними появилась новая, не менее броская афиша. На этот раз в рамках Авиньонского фестиваля режиссер Патрик Пино задумал поставить пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца», которая при жизни писателя была похоронена сталинской цензурой. Семен Подсекальников – главный герой пьесы – типичный «маленький человек» сталинской эпохи, принимает решение покончить с собой, о чем узнают его ближние. Но вместо обычных в таких случаях всхлипов и возгласов они поддерживают его в этом намерении, поскольку в поступке Подсекальникова видят личностный бунт против сталинского режима.

Вопреки всем ожиданиям, Патрик Пино не стал плевать в Сталина, зато главного героя пьесы он явно презирает. В его трактовке Подсекальников – глуповатый бездельник, преданный любитель ливерной колбасы, а вовсе не жертва режима. Кстати, публика Авиньонского фестиваля, давно не видевшая комедий, на ура приняла водевильное прочтение пьесы Эрдмана.

Не стали ругать Сталина и в итальянском Teatro Manzoni, где прошла премьера трагедии Processo e morte di Stalin – «Процесс и гибель Сталина». Она была написана полвека назад офицером итальянского армейского корпуса Эудженио Корти и прежде на сцене не ставилась. На основании личных воспоминаний писателя режиссер Андреа Карабелли предпринял попытку переосмыслить образ советского вождя, затронув тему его трагической судьбы: «Сталин понимал, что ведет борьбу не против определенного противника или государства, но против Бога». На сцене главный герой спектакля почти не появляется – его место в зрительном зале. С балкона Сталин наблюдает за событиями своей жизни, а в антракте фотографируется со зрителями, словно он не тиран и деспот, а национальный герой.

Не отстают и в Великобритании. В новом сезоне ожидаются сразу две премьеры о Сталине. В лондонском Национальном театре драматург Джон Ходж и режиссер Николас Хитнер тоже обратились к переписке тирана с Булгаковым. Детали постановки пока держатся в тайне, известно лишь, что называться она будет Collaborators («Сотрудники»). Премьера на лондонской сцене состоится в середине осени, а 1 декабря спектакль можно будет увидеть в режиме онлайн на сайте Национального театра.

Еще один спектакль выпускают в британском Theatre Unlimited. Там полным ходом идут репетиции пьесы Stalin’s favourite по мотивам книги Орландо Файджеса «Шепчущие: Частная жизнь в сталинской России». В спектакле пойдет речь о взаимоотношениях Сталина с еще одним советским писателем – Константином Симоновым. Все билеты на предстоящую премьеру, которая состоится в феврале 2012 года, раскуплены уже сейчас.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
Читайте также