Кирилл Пирогов, актер «Мастерской П.Фоменко», исполнитель главной роли в спектакле «Носороги»

«Это с каждым может случиться»

 
Любимого героя Эжена Ионеско – Беранже – единственного, кто остался человеком, в «Мастерской П.Фоменко» сыграет Кирилл Пирогов.
– «Носороги» у вас получаются страшные или смешные?

– Не знаю… У нас про людей вообще…

– А настоящий Человек может превратиться в носорога, если он Человек?

– Тут никто не застрахован. Как говорит один персонаж пьесы: «Это с каждым может случиться».

– Но случается тем не менее не с каждым.

– Почти с каждым. Эту пьесу, когда она появилась, сразу восприняли как антифашистскую. Время было такое. Но ведь она не только об этом. Она многогранна. Она больше, чем просто антифашистская. Мне кажется, что в наше время делать спектакль только об этом бессмысленно. С каждым человеком в жизни происходят невероятные превращения. Иногда помимо собственной воли, иногда сознательно он идет на те вещи, которые раньше и представить-то себе не мог.

– От чего это зависит? От среды, от воспитания? Ведь даже у маленького ребенка есть что-то, что он не может себе позволить, и все тут. А не потому, что мама заругает.

– Мне трудно ответить… Там, в пьесе, не написано, как остаться человеком. Или как избежать такого рода «превращения». Там написано: «надо быть человеком». А как остаться… не сказано. А «быть» им нужно. Со всем тем, что в каждом из нас есть.

– Но чтобы «быть человеком», им надо «быть», простите за тавтологию. Им не надо оставаться. То есть либо ты человек, либо нет.

– Да, но как это сделать? Мы же все равно люди практического дела. Вот я спрошу любого человека: «Ты есть или тебя нет?» И любой, конечно же, мне ответит: «есть»… Отстраненно, может быть, это и точно, а если буквально взять… У Ионеско же очень буквально все написано. Как разные люди совершенно по-разному пытаются спастись, выстоять в этом. И как они ломаются. Кто-то от неизбежности, кто-то уговаривает сам себя, что это нормально, кто-то, совершенно не задумываясь об этом, просто чувствует, что с ним что-то происходит. И не понимает что. Это страшно написано. По-человечески. Ионеско все возможные пути этого превращения очерчивает. Но он не написал рецепт лекарства. Хотя, вероятно, знал его. Вот у Чехова в пьесах много-много вопросов, почему так происходит, а ответов нет. Почему? Не потому, что у него их не было, и не потому, что у него не было своего ощущения по этому поводу. Здесь то же самое. Мы, кстати, думали о том, что в «Носорогах» есть даже чеховские настроения. Вопрос есть – громадный. А ответа нет. Финальный кусок пьесы очень неоднозначный. Беранже пытается уйти к носорогам, стать таким же носорогом. А у него не получается. Он из последних сил пытается – и не может. Почему? Там, конечно, заложен внутри ответ, но его нельзя объяснить.

– Пресловутый выбор, когда каждый должен сам для себя решать… Вот только это надо уметь, не так ли?

– Конечно. И потом они же все боятся. И те, кто осознает происходящее, вполне адекватно к нему относятся. Всё понимают, но сделать с этим ничего не могут. Я никогда не понимал, почему «театр абсурда» так называется. Кстати, у Ионеско спросили как-то в 80-х или 90-х годах: «Театр абсурда» умер, как вы к этому относитесь?» И он сказал: «Театр абсурда» не умрет никогда, потому что это театр правды». Это важное замечание. Ведь в «Носорогах», кроме перевернутых предлагаемых обстоятельств, все остальное настолько реально… И даже полудокументально, если к этому подойти поближе. Даже становится странно, что от пьесы остается легкое, воздушное, какое-то комическое, острое ощущение. Потому что все это действительно очень похоже на жизнь. Ионеско хотел, что бы это не играли, а жили бы этим, мне кажется. Он вообще, насколько я знаю, не любил такой «представленческий» театр, не любил жеманство на сцене, нажимную, яркую игру. Я думаю, что как про жизнь нашу в двух словах ничего не скажешь, так и про эту пьесу в двух словах мало что можно сказать. Потому что она настоящая. И живая.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также