Монолог

Сохраним репертуарный театр

 
«Реструктуризация бюджетного сектора» – это труднопроизносимая фраза для обыкновенного человека, тем более для артиста, от частого употребления теперь отскакивает у меня от зубов с удивительной легкостью. И не только эта фраза, а еще много других таких же замысловатых. Жизнь заставила проговаривать, не запинаясь, например, такое сочетание букв «ГМАНО», поскольку за этой аббревиатурой, словно из времен нэпа, скрывается та самая новая организационная форма существования, в которой театры должны, как нас уверяют, процветать. Причем меня убеждают, что экономическое реформирование, а предлагаемые реформы лежат именно в области экономики, повлекут за собой решение и серьезных художественных задач. Дескать, русский репертуарный театр, о сохранении которого столько пустых восклицаний, давно разрушен. Что русский театр уже не имеет признания в мире, что он перестал быть интересным Западу. Эту позицию высказывал, в частности, Роман Должанский, театральный обозреватель газеты «Коммерсантъ». Вообще, мне видится убогой позиция существования по принципу: нравимся мы за границей или нет? Во-первых, есть те театры и режиссеры, которые продолжают «нравиться». Это и Петр Фоменко, и Лев Додин, и Кама Гинкас, и Дмитрий Бертман, и Юрий Погребничко, и многие другие, кстати, все они руководители репертуарных театров.

Второе. Если даже предположить, что наш театр потерял свое значение в мировом театре, то театральная критика должна проанализировать, почему так произошло. Нет ли тут вины именно тех, кто придерживается той самой позиции – «нравиться» Европе? Стремление иметь успех «там» ценой потери собственной самобытности – вот в чем мне видится главная причина. Да, меня тоже пугает в творчестве некоторых молодых режиссеров именно то, что они существуют совершенно в отрыве от традиций русского театра, существуют так, словно до них ничего не происходило. Вот эту ситуацию надо анализировать театральным теоретикам: почему многие современные режиссеры так легко простились с великой традицией русской театральной школы? Почему многие их спектакли – это плохие копии «нового европейского театра»?

Я думаю, что, если мы пытаемся выстраивать экономические модели по образцу западных стран – не берусь судить, насколько это правильно, – то это не означает, что и свою культурную политику мы должны выстраивать по их образцам. Недавно в СТД РФ состоялась встреча с молодыми режиссерами Москвы, на которой присутствовал Анатолий Васильев. Он рассказал о том, что во Франции до последнего времени режиссурой занимались или бывшие артисты, или филологи. Существовали какие-то факультативы по режиссуре, но серьезного обучения этой профессии не было. И вот только теперь открывается в Лионе режиссерский факультет, который приглашен возглавить Васильев. Кстати, к утверждению о потере авторитета на Западе наших мастеров. Но речь о другом. Анатолий Васильев рассказал, что вот это стремление создать цех профессиональных режиссеров говорит за то, что во Франции театр движется как раз к русской модели репертуарного театра, которую некоторые наши театральные специалисты считают устаревшей. За долгие годы существования репертуарного театра стало понятно, что только этот тип театра дает действительные возможности для настоящего развития театральной культуры – для воспитания артиста и художественно значимого репертуара. Я уверен, нам всем надо задуматься о том, как сохранить репертуарный театр, – и реформаторам от экономических ведомств, и театральным деятелям, чтобы через многие годы не пришлось заново изобретать велосипед.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
  • Драматургу Петеру Хандке присудили Нобелевскую премию

    Нобелевская премия в области литературы присуждена сразу за два года. Австрийскому драматургу Петеру Хандке – за 2019 год и польской писательнице и поэтессе Ольге Токарчук – за 2018.   «Здорово, что Нобелевский комитет решил присудить премию за 2018 год, который был пропущен. ...
  • В Красноярске впервые пройдет «Фестиваль Дмитрия Хворостовского»

    В Красноярске с 16 по 26 октября впервые пройдет фестиваль, посвященный памяти Дмитрия Хворостовского. В программе – концерты, кинопоказы, выставки, спектакли. Как сообщается на сайте Минкультуры, основные события фестиваля будут проходить в Красноярский театр оперы и балета им. ...
Читайте также