Сказки из Сибири

 
«Это должны видеть все», – настойчиво втолковывала мне русская блондинка по имени Лена после спектакля абаканских кукольников в маленьком, забитом до отказа театре Баретти в Турине. В этот день в олимпийском городе проводились антитеррористические учения: летали вертолеты, слышались отдаленные взрывы и завывания сирены, центр был оцеплен, то тут, то там встречались группы оппозиционной молодежи с не одобряющими акцию лозунгами.
А «Сказка» играла «Атанатоманию» – поэтический спектакль, осуждающий варварское и бездумное отношение человека к природе, а на следующий день – черкесскую сказку «Старик и волчица» и пушкинскую – о рыбаке и рыбке, но в версии постановщика Евгения Ибрагимова, – о подвергшейся нелегким испытаниям любви Старика и Старухи.

Итальянцы (не говоря уже о съехавшихся отовсюду русских) плакали, умилялись, смеялись, бешено аплодировали и не хотели расходиться, так что актерам пришлось еще и концерт показывать – из кукольных и человеческих музыкальных номеров.

Надо сказать, что «Сказка» – действительно вариант беспроигрышный: изобретательная режиссура Евгения Ибрагимова, прекрасные куклы, опытные, талантливые актеры, морализм, вместо более распространенного ныне пофигизма и развлекухи. В любой стране, будь то родная Россия или неродные Франция, Египет, Турция, Польша, Чехия, восприятие абаканцев как зрителями всех возрастов, так и критикой – восторженное. И если в Турине публика была преимущественно демократическая (привокзальный квартал!), то в богатом и буржуазном Тренто, что на севере Италии, в Альпах, неподалеку от Австрии и Швейцарии, дамы и господа, заполнившие огромный зал Центра Санта-Кьяра, больше напоминали респектабельных абонементных завсегдатаев Оперы.

Мимма Галлина, маленькая стремительная итальянка, продюсер и куратор многих театральных фестивалей, журналистка и преподаватель менеджмента в театральных школах и университетах, автор книг по организации театрального дела, своим ходом добралась до Абакана, на этноэкологический фестиваль «Чир-Чайаан». Потом в одиночку, не зная ни слова по-русски, она объехала на перекладных значительную часть Сибири – от Тувы до Новосибирска. Видимо, тогда и зародилась у нее идея проекта «У границ края света», которой она сумела заразить весьма серьезных партнеров в Тренто в лице директора культурного центра Санта-Кьяра Франко Осмозеро и его почетного Президента Карло Фаита. Кстати говоря, это редкий для Италии культурный центр, где предпочитают международные проекты, несмотря на их дороговизну и рискованность. Совсем недавно здесь побывал Някрошюс с «Макбетом». В этом году край света обозначен в Сибири, в будущем – в Турции, а дальше – посмотрим.

Разумеется, проблема дальних границ волнует европейцев сегодня в связи с расширением Евросоюза. Европейский обыватель опасается нового приближения к Европе чуждых азиатских пределов, а либеральная творческая интеллигенция пытается расширить мир своих сограждан и успокоить их страхи с помощью Культуры. Мало кто из итальянцев верит, что Россия войдет в Единую Европу и что ей это вообще нужно, но в любом случае Сибирь им интереснее, чем Германия, например, и из двух хороших спектаклей – немецкого и русского из Сибири – предпочтение, как уверяет Мимма, будет отдано последнему. Потому что в Сибири, да и в европейской части России – не так, как в Европе, и театр у нас – другой.

Оказывается, существует целая категория любителей российского театра, которые оперативно перемещаются по Европе, заслышав о приезде русских. В Тренто, например, я встретила специально приехавшую на спектакли «Сказки» и мастер-класс Евгения Ибрагимова, молодую итальянскую актрису, которая совсем недавно, в мае, и в Париж приезжала поработать с молодыми российскими режиссерами. Что же говорить об итальянских специалистах по всему российскому! Волшебная дудочка Миммы Галлины собрала для участия в Конференции, посвященной Сибири, удивительных персонажей итальянской науки и культуры. Числом как раз шесть, как у Пиранделло. Кроме уже названных, здесь был очаровательный Фаусто Малковати, профессор Государственного университета в Милане. Его русский безупречен, любознательность – безгранична, знания в области русской литературы и театра – фундаментальны: Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров и далее – весь русский Серебряный век, а также монографии о Станиславском, Мейерхольде и Вахтангове. Должно быть, он обладает и мощным писательским даром, потому что последняя его монография о Достоевском стала в Италии бестселлером и лидером продаж. В Тренто он рассказывал, что значит Сибирь для русской литературы и культуры в целом.

Раблезианский облик (Карабас Барабас, но добрый) и детское простодушие (убежденный коммунист) Ремо Меллони совершенно соответствовали его профессиональным занятиям. Он - крупнейший в Италии специалист по куклам, преподаватель Театральной школы имени Паоло Грасси в Милане и Университета в Болонье, восторженный поклонник Сергея Образцова, хранитель огромной кукольной видеотеки, к сокровищам которой он приобщил и публику в Тренто.

Выступили также и представители местного Университета, кстати говоря, очень котирующегося в мире. Симпатичный профессор социологии Марио Диани сознался, что про Сибирь ничего не знает, и говорил о категории границы в социологии, о конфликтах, связанных с границами между государствами, религиями, этносами, социальными группами людей…А настороженный эксперт по холодной войне, руководитель Центра по изучению Восточной Европы Фернандо Орланди довольно жестко раскритиковал нынешнюю ситуацию в Сибири, которая «после Перестройки стала еще хуже», и «политику Путина, ведущую к самовластию».

Тренто и Сибирь впервые взглянули в глаза друг другу, и в глазах отразились жгучий интерес и симпатия. Лиха беда начало.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также