Сказки из Сибири

 
«Это должны видеть все», – настойчиво втолковывала мне русская блондинка по имени Лена после спектакля абаканских кукольников в маленьком, забитом до отказа театре Баретти в Турине. В этот день в олимпийском городе проводились антитеррористические учения: летали вертолеты, слышались отдаленные взрывы и завывания сирены, центр был оцеплен, то тут, то там встречались группы оппозиционной молодежи с не одобряющими акцию лозунгами.
А «Сказка» играла «Атанатоманию» – поэтический спектакль, осуждающий варварское и бездумное отношение человека к природе, а на следующий день – черкесскую сказку «Старик и волчица» и пушкинскую – о рыбаке и рыбке, но в версии постановщика Евгения Ибрагимова, – о подвергшейся нелегким испытаниям любви Старика и Старухи.

Итальянцы (не говоря уже о съехавшихся отовсюду русских) плакали, умилялись, смеялись, бешено аплодировали и не хотели расходиться, так что актерам пришлось еще и концерт показывать – из кукольных и человеческих музыкальных номеров.

Надо сказать, что «Сказка» – действительно вариант беспроигрышный: изобретательная режиссура Евгения Ибрагимова, прекрасные куклы, опытные, талантливые актеры, морализм, вместо более распространенного ныне пофигизма и развлекухи. В любой стране, будь то родная Россия или неродные Франция, Египет, Турция, Польша, Чехия, восприятие абаканцев как зрителями всех возрастов, так и критикой – восторженное. И если в Турине публика была преимущественно демократическая (привокзальный квартал!), то в богатом и буржуазном Тренто, что на севере Италии, в Альпах, неподалеку от Австрии и Швейцарии, дамы и господа, заполнившие огромный зал Центра Санта-Кьяра, больше напоминали респектабельных абонементных завсегдатаев Оперы.

Мимма Галлина, маленькая стремительная итальянка, продюсер и куратор многих театральных фестивалей, журналистка и преподаватель менеджмента в театральных школах и университетах, автор книг по организации театрального дела, своим ходом добралась до Абакана, на этноэкологический фестиваль «Чир-Чайаан». Потом в одиночку, не зная ни слова по-русски, она объехала на перекладных значительную часть Сибири – от Тувы до Новосибирска. Видимо, тогда и зародилась у нее идея проекта «У границ края света», которой она сумела заразить весьма серьезных партнеров в Тренто в лице директора культурного центра Санта-Кьяра Франко Осмозеро и его почетного Президента Карло Фаита. Кстати говоря, это редкий для Италии культурный центр, где предпочитают международные проекты, несмотря на их дороговизну и рискованность. Совсем недавно здесь побывал Някрошюс с «Макбетом». В этом году край света обозначен в Сибири, в будущем – в Турции, а дальше – посмотрим.

Разумеется, проблема дальних границ волнует европейцев сегодня в связи с расширением Евросоюза. Европейский обыватель опасается нового приближения к Европе чуждых азиатских пределов, а либеральная творческая интеллигенция пытается расширить мир своих сограждан и успокоить их страхи с помощью Культуры. Мало кто из итальянцев верит, что Россия войдет в Единую Европу и что ей это вообще нужно, но в любом случае Сибирь им интереснее, чем Германия, например, и из двух хороших спектаклей – немецкого и русского из Сибири – предпочтение, как уверяет Мимма, будет отдано последнему. Потому что в Сибири, да и в европейской части России – не так, как в Европе, и театр у нас – другой.

Оказывается, существует целая категория любителей российского театра, которые оперативно перемещаются по Европе, заслышав о приезде русских. В Тренто, например, я встретила специально приехавшую на спектакли «Сказки» и мастер-класс Евгения Ибрагимова, молодую итальянскую актрису, которая совсем недавно, в мае, и в Париж приезжала поработать с молодыми российскими режиссерами. Что же говорить об итальянских специалистах по всему российскому! Волшебная дудочка Миммы Галлины собрала для участия в Конференции, посвященной Сибири, удивительных персонажей итальянской науки и культуры. Числом как раз шесть, как у Пиранделло. Кроме уже названных, здесь был очаровательный Фаусто Малковати, профессор Государственного университета в Милане. Его русский безупречен, любознательность – безгранична, знания в области русской литературы и театра – фундаментальны: Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров и далее – весь русский Серебряный век, а также монографии о Станиславском, Мейерхольде и Вахтангове. Должно быть, он обладает и мощным писательским даром, потому что последняя его монография о Достоевском стала в Италии бестселлером и лидером продаж. В Тренто он рассказывал, что значит Сибирь для русской литературы и культуры в целом.

Раблезианский облик (Карабас Барабас, но добрый) и детское простодушие (убежденный коммунист) Ремо Меллони совершенно соответствовали его профессиональным занятиям. Он - крупнейший в Италии специалист по куклам, преподаватель Театральной школы имени Паоло Грасси в Милане и Университета в Болонье, восторженный поклонник Сергея Образцова, хранитель огромной кукольной видеотеки, к сокровищам которой он приобщил и публику в Тренто.

Выступили также и представители местного Университета, кстати говоря, очень котирующегося в мире. Симпатичный профессор социологии Марио Диани сознался, что про Сибирь ничего не знает, и говорил о категории границы в социологии, о конфликтах, связанных с границами между государствами, религиями, этносами, социальными группами людей…А настороженный эксперт по холодной войне, руководитель Центра по изучению Восточной Европы Фернандо Орланди довольно жестко раскритиковал нынешнюю ситуацию в Сибири, которая «после Перестройки стала еще хуже», и «политику Путина, ведущую к самовластию».

Тренто и Сибирь впервые взглянули в глаза друг другу, и в глазах отразились жгучий интерес и симпатия. Лиха беда начало.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Ученики Семена Спивака объединятся на фестивале

    Фестиваль «Мастерская Спивака» пройдет в Санкт-Петербурге с 24 сентября по 1 октября. Этим событием Молодежный театр на Фонтанке и другие коллективы отметят 25-летний юбилей существования в РГИСИ актерско-режиссерской мастерской режиссера и педагога Семена Спивака. ...
  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
Читайте также