Сказки из Сибири

 
«Это должны видеть все», – настойчиво втолковывала мне русская блондинка по имени Лена после спектакля абаканских кукольников в маленьком, забитом до отказа театре Баретти в Турине. В этот день в олимпийском городе проводились антитеррористические учения: летали вертолеты, слышались отдаленные взрывы и завывания сирены, центр был оцеплен, то тут, то там встречались группы оппозиционной молодежи с не одобряющими акцию лозунгами.
А «Сказка» играла «Атанатоманию» – поэтический спектакль, осуждающий варварское и бездумное отношение человека к природе, а на следующий день – черкесскую сказку «Старик и волчица» и пушкинскую – о рыбаке и рыбке, но в версии постановщика Евгения Ибрагимова, – о подвергшейся нелегким испытаниям любви Старика и Старухи.

Итальянцы (не говоря уже о съехавшихся отовсюду русских) плакали, умилялись, смеялись, бешено аплодировали и не хотели расходиться, так что актерам пришлось еще и концерт показывать – из кукольных и человеческих музыкальных номеров.

Надо сказать, что «Сказка» – действительно вариант беспроигрышный: изобретательная режиссура Евгения Ибрагимова, прекрасные куклы, опытные, талантливые актеры, морализм, вместо более распространенного ныне пофигизма и развлекухи. В любой стране, будь то родная Россия или неродные Франция, Египет, Турция, Польша, Чехия, восприятие абаканцев как зрителями всех возрастов, так и критикой – восторженное. И если в Турине публика была преимущественно демократическая (привокзальный квартал!), то в богатом и буржуазном Тренто, что на севере Италии, в Альпах, неподалеку от Австрии и Швейцарии, дамы и господа, заполнившие огромный зал Центра Санта-Кьяра, больше напоминали респектабельных абонементных завсегдатаев Оперы.

Мимма Галлина, маленькая стремительная итальянка, продюсер и куратор многих театральных фестивалей, журналистка и преподаватель менеджмента в театральных школах и университетах, автор книг по организации театрального дела, своим ходом добралась до Абакана, на этноэкологический фестиваль «Чир-Чайаан». Потом в одиночку, не зная ни слова по-русски, она объехала на перекладных значительную часть Сибири – от Тувы до Новосибирска. Видимо, тогда и зародилась у нее идея проекта «У границ края света», которой она сумела заразить весьма серьезных партнеров в Тренто в лице директора культурного центра Санта-Кьяра Франко Осмозеро и его почетного Президента Карло Фаита. Кстати говоря, это редкий для Италии культурный центр, где предпочитают международные проекты, несмотря на их дороговизну и рискованность. Совсем недавно здесь побывал Някрошюс с «Макбетом». В этом году край света обозначен в Сибири, в будущем – в Турции, а дальше – посмотрим.

Разумеется, проблема дальних границ волнует европейцев сегодня в связи с расширением Евросоюза. Европейский обыватель опасается нового приближения к Европе чуждых азиатских пределов, а либеральная творческая интеллигенция пытается расширить мир своих сограждан и успокоить их страхи с помощью Культуры. Мало кто из итальянцев верит, что Россия войдет в Единую Европу и что ей это вообще нужно, но в любом случае Сибирь им интереснее, чем Германия, например, и из двух хороших спектаклей – немецкого и русского из Сибири – предпочтение, как уверяет Мимма, будет отдано последнему. Потому что в Сибири, да и в европейской части России – не так, как в Европе, и театр у нас – другой.

Оказывается, существует целая категория любителей российского театра, которые оперативно перемещаются по Европе, заслышав о приезде русских. В Тренто, например, я встретила специально приехавшую на спектакли «Сказки» и мастер-класс Евгения Ибрагимова, молодую итальянскую актрису, которая совсем недавно, в мае, и в Париж приезжала поработать с молодыми российскими режиссерами. Что же говорить об итальянских специалистах по всему российскому! Волшебная дудочка Миммы Галлины собрала для участия в Конференции, посвященной Сибири, удивительных персонажей итальянской науки и культуры. Числом как раз шесть, как у Пиранделло. Кроме уже названных, здесь был очаровательный Фаусто Малковати, профессор Государственного университета в Милане. Его русский безупречен, любознательность – безгранична, знания в области русской литературы и театра – фундаментальны: Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров и далее – весь русский Серебряный век, а также монографии о Станиславском, Мейерхольде и Вахтангове. Должно быть, он обладает и мощным писательским даром, потому что последняя его монография о Достоевском стала в Италии бестселлером и лидером продаж. В Тренто он рассказывал, что значит Сибирь для русской литературы и культуры в целом.

Раблезианский облик (Карабас Барабас, но добрый) и детское простодушие (убежденный коммунист) Ремо Меллони совершенно соответствовали его профессиональным занятиям. Он - крупнейший в Италии специалист по куклам, преподаватель Театральной школы имени Паоло Грасси в Милане и Университета в Болонье, восторженный поклонник Сергея Образцова, хранитель огромной кукольной видеотеки, к сокровищам которой он приобщил и публику в Тренто.

Выступили также и представители местного Университета, кстати говоря, очень котирующегося в мире. Симпатичный профессор социологии Марио Диани сознался, что про Сибирь ничего не знает, и говорил о категории границы в социологии, о конфликтах, связанных с границами между государствами, религиями, этносами, социальными группами людей…А настороженный эксперт по холодной войне, руководитель Центра по изучению Восточной Европы Фернандо Орланди довольно жестко раскритиковал нынешнюю ситуацию в Сибири, которая «после Перестройки стала еще хуже», и «политику Путина, ведущую к самовластию».

Тренто и Сибирь впервые взглянули в глаза друг другу, и в глазах отразились жгучий интерес и симпатия. Лиха беда начало.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Федора Волкова едет на гастроли в Москву

    16 и 17 марта Театр им. Волкова представит на сцене МХАТа им. Горького одни из своих лучших спектаклей – «Лес» и «Земля Эльзы».   Комедия Островского «Лес» в постановке Александра Кузина будет показана 16 марта. ...
  • «Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

    В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия. ...
  • «Золотая маска» объявила зарубежную программу

    В рамках фестиваля в Москву привезут «Орландо» Кэти Митчелл, «Фауст I» швейцарского театра Шаушпихаус и танцевальные спектакли от ведущих мировых хореографов.  22 и 23 апреля на Новой сцене Мастерской Фоменко состоится показ спектакля Николаса Штеманна, первая часть грандиозного восьмичасового сценического действа по «Фаусту» Гете. ...
  • Более сотни театров для детей поедут на «Большие гастроли»

    На фото: кадр из спектакля «Капризная принцесса», Няганский ТЮЗ В 2020 году 107 театральных коллективов сыграют свои спектакли в 74 регионах России в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи». Программа стартует 12 марта, информирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. ...
Читайте также