Ирина Пегова

«Я вижу себя Анной Карениной»

 
Известность к Ирине ПЕГОВОЙ пришла благодаря фильму «Прогулка» Алексея Учителя. Маленькой, крепенькой и задорной девочке хотелось подражать: смеяться, как она, флиртовать, как она, любить жизнь. Потом были съемки в фильме «Космос как предчувствие» с Евгением Мироновым и работа в театре «Мастерская Петра Фоменко». Сегодня Ирина работает в МХТ имени Чехова и Театре под руководством Олега Табакова, играет Агафью Тихоновну в «Женитьбе», Москву Честнову в «Рассказе о счастливой Москве», Соню в «Дяде Ване». А еще она растит дочь, поэтому с реформы образования, которая волнует сегодня всех родителей, мы и начали разговор.
–Ирина, сейчас бурно обсуждается реформа образования, плоды которой мы будем пожинать через пару лет– как раз в тот период, когда ваша дочь пойдет в школу. Вы следите за этими нововведениями?

–Слежу довольно внимательно, поскольку у меня сестра– завуч в школе и обо всех изменениях в школьном преподавании я узнаю из первых рук. Знаю ужасающие истории, например, как ЕГЭ довел девочку до больницы. Эта девочка настолько любит учиться, что нет вещей, которых бы она не знала по школьной программе. Однако на ЕГЭ она получила баллов меньше, чем ожидала. Подала на переэкзаменовку и в итоге… просто слегла. Не люблю экзаменов. Школьных, институтских, жизненных– любых. Когда мы учились, школа была помягче. Смотрю на нынешних школьников, – нам столько уроков не задавали, таким количеством информации не пичкали. Может быть, так мне кажется по прошествии многих лет. Но читала недавно племяннику учебник истории пятого класса и была в ужасе от объема информации, которую он должен запомнить. Невероятно! Моя дочка в свои пять лет умеет читать. Но я не поддерживаю нынешнее положение вещей, когда маленький человек идет в школу и должен уметь читать, писать, решать не самые элементарные задачки. Всему свое время и тормошить ребенка не нужно. Но с раннего детства надо учить его говорить грамотно.

–В актерской семье, конечно, предвзятое отношение к речи…

–Дело не в актерстве. У меня дома идет «борьба»– няня с Украины, и женщина, которая ведет домашнее хозяйство, тоже с Украины. Таким образом, вместе с украинками дома у нас расцветает «чо» и «я скучаю ЗА тобой». Дочь ходит и поправляет няню и домработницу: «Таня, Валя, не «чо», а «что». Режет ухо, когда говорят «звОнит». Я за грамотную речь. Другое дело– диалекты. Ездила сейчас с «Женитьбой Фигаро» в Екатеринбург, Нижний Тагил, там говорят по-своему. И я наслаждалась музыкальностью этого языка. А когда слышишь агрессивно неграмотную речь, конечно, становится тяжело. Впрочем, я и сама бываю грешна, когда лень шевелить губами, произношу что-то невнятно, и муж у меня перепрашивает: «Что ты сказала?» Жизнь идет вперед, наш язык меняется, меняется и культура. Но деградируем ли мы или развиваемся– трудно сказать. Во всяком случае, русская речь меняется под натиском, например, американизации.

–Кстати, о разнице культур. В «Коньке-Горбунке» МХТ имени Чехова вы играете Царь-девицу, танцуете в восточных шальварах. В этом есть точный намек: исламской культуры вокруг нас все больше. А как вы к этому относитесь?

–Это древнейшая, мудрейшая цивилизация. Исламская культура сохраняет традиции, и хорошо, что ее становится больше. На Востоке не забывают, не уничтожают, а копят, тем самым приумножая силу ума, силу духа. Хорошо бы и нам научиться уважать свое прошлое. Я отдаю себе отчет в том, что на Востоке по-другому живут, по-другому общаются. Но у них очень сильна традиция накопления знаний и жизненных энергий. Это мне интересно и кажется ценным. И потому я люблю свою Царь-девицу…

–А у вас бывали случаи, когда вы сказали бы, как Агафья Тихоновна из «Женитьбы»: «Пошли вон, дураки!»– и все бы сразу изменилось к лучшему?

–Я человек, который до сих пор учится говорить «нет». Я Близнец по знаку зодиака, могу годами колебаться. Даже если в какой-то ситуации мне приходилось говорить: «Пошли вон, дураки!»– то потом я сто раз себя за это ругала. Верю, что если делаешь резкие движения, то кратковременное улучшение, конечно, наступит, но твоя категоричность рано или поздно даст о себе знать. Отзовется негативно. Поэтому предпочитаю миром решать любые сложности, ведь в театральном мире без сложностей не бывает.

–В связи с этим вопрос: ради чего вы выходите на сцену? Иными словами, верите ли в свою нужность людям в качестве актрисы?

–Трудный вопрос. Я никогда не считала себя «явлением» и, если слышу про себя лестные отзывы, всегда удивляюсь: «Неужели это обо мне?» Я всего лишь актриса, проводник, могу передавать зрителям режиссерские идеи. Но вот интересно– на меня театр или кино оказывают такое мощное воздействие, что когда сама прихожу в зрительный зал, я понимаю, зачем искусство нужно людям. И тогда думаю: есть смысл в моей работе. Есть спектакли, которые влияют не только на зрителя, но и меняют лично тебя.

–А на вас какие спектакли производят особое впечатление?

–В разные периоды жизни было по-разному. Но сейчас особенно люблю оперу и балет. Любимое место в Москве– Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Хотя и драматический театр проникает порой в самое сердце. Недавно, например, посмотрела «Прокляты и убиты» Виктора Рыжакова в МХТ. Это– прекрасно, это стоит идти и смотреть. Я люблю спектакли Карбаускиса, Бутусова, Женовача, Серебренникова, потому что по ним видно, что их актеры абсолютно увлечены режиссерскими идеями и бросаются в омут с головой безоговорочно. Любой театр хорош, кроме скучного. Хожу сейчас на разные спектакли и вижу: зритель от всего получает удовольствие. Особенно приятно, что в зале много приезжих. И радует, что есть постановки на любой вкус. Я обожаю моих тетю с дядей, но им Платонов с Чеховым даром не нужны: «Ира, ты что! В жизни и так забот хватает, нам что-нибудь посмеяться»…

–В уходящем сезоне у вас не было премьерных спектаклей в МХТ, если не считать «Женитьбу», которая вышла год назад. Сейчас что-то репетируете?

–Нет, сейчас у меня временное затишье, поэтому в театре бываю только 8–10 раз в месяц в дни спектаклей. Но лозунг один, неизменный: надо быть честной перед профессией, перед режиссерами, перед театром, перед спектаклями, в которых ты играешь. Как говорил Петр Наумович Фоменко, «главное в театре– не обос… ся». Зато нашлось время озвучить два мультика. Первый– по пушкинской «Метели» Марии Муат. Я там за невесту, а за жениха Никита Тюнин. А второй– «Оська-святой» Надежды Мальгиной. Но «озвучка»– это работа между делом. Больше всего времени у меня уходит сейчас на борьбу с собой. Занялась правильным питанием. Подбираю «правильную» еду, особым образом ее готовлю, ношу с собой в боксах… У меня всегда с собой сумки с едой– все это и увлекательно, и трудно. Почти каждый день занимаюсь фитнесом. Хочу быть здоровой, поскольку весь прошлый год плохо себя чувствовала. Спала по 12 часов, но категорически не высыпалась, зевала днем, прикладывалась еще пару раз к подушке. А сейчас встаю в полседьмого утра и не могу нарадоваться, что для сна хватает 6–7 часов. Днем не хочу спать, много энергии. Поэтому, пока есть финансовая возможность и есть время, активно занимаюсь здоровьем своим и своей семьи.

–Наше интервью вы неоднократно переносили, ссылаясь на отъезд в Панаму. Там была работа или отдых?

–Туда одновременно поехали работать три разных съемочных группы, мой муж (актер Дмитрий Орлов. – Ред.) был в одной из них. Там райский уголок: всегда тепло, вкусно, океан, морепродукты, кокосы, ананасы. Мы поставили семейным девизом путешествовать, пока есть возможность. Только так я отдыхаю– активно. Везде, куда ни поедешь, далеко ли, близко, везде интересно. Любой народ– отдельный космос. Не хватает знания языков! Хочется не только фотографировать и смотреть по сторонам, но и с людьми поговорить.

–Пока есть время помечтать: что бы вам хотелось сыграть?

–Хочется чего-нибудь «неправильного», современного. Сиюминутную пьесу про наше время. Но я знаю, что для меня это нереально. По-моему, современные герои фрики, странные люди. Мне хочется участвовать в таком смелом современном спектакле, но бессмысленно это заказывать и желать. Все желания должны быть внутри. Я верю, что когда о чем-то думаешь, о чем-то мечтаешь, это непременно сбывается.

–И о чем вы мечтаете?

–Я вижу себя Анной Карениной, Джульеттой, леди Макбет, Грушенькой, Катериной Ивановной, Катериной. Я понимаю, что могу это сыграть.

–А вы смирились с тем, что режиссеры вас не видят в этих ролях?

–Нет, не смирилась. Когда актер смиряется– ему конец. Сейчас у меня есть пакет ролей, которые мне хочется воплотить в жизнь. Одного музыканта посадили в лагерь, и много лет у него не было инструмента, возможности играть. На подоконнике он нарисовал себе клавиатуру и все годы лагеря играл на ней. Так же и я стараюсь держать себя в постоянном тренинге.

Благодарим за помощь в проведении съемки Bosco di Ciliegi, ТД ГУМ

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также