Борис Беленький

«Талант– это частная собственность»

 
У первой независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» в этом году 20‑летний юбилей. Журнал «Театрал» задал основателю премии Борису БЕЛЕНЬКОМУ праздничные вопросы.
–С какими размышлениями подходит «Хрустальная Турандот» к 20‑летнему рубежу?

–«Хрустальная Турандот»– первая театральная премия новой России, она появилась в 1991 году. Тогда никто не знал, как мы будем жить в 2011‑м. Но все знали, что есть культурные ориентиры, и театр– один из них, и он, как никакое другое искусство, не может существовать без публики, без признания. Так появилась «Турандот»– зрительское признание, застывшее в хрустале. Сейчас, когда театр переживает некий перелом своей профессиональной стати, «Турандот» размышляет о путях развития отечественного театра. Репертуарный театр, театр-дом был хорош при Станиславском, при советском министерстве культуры и советском стабильном темпоритме жизни, когда не было погони за высокими гонорарами. У моих самых любимых актеров– Ульянова, Леонова, Гриценко, Евстигнеева– были совсем другие ориентиры, другие ценности. Им было не важно, какие часы носит на руке его коллега, на какой машине он ездит. Михаил Александрович Ульянов мог сняться в одном фильме в год, но этим фильмом был «Бег» Алова и Наумова. Тогда не было понятия «медийное лицо». Если ты серьезный актер, который служит искусству, ты не имеешь права становиться медийным лицом. Сегодня многие не служат– сегодня пашут, как рабы на галерах, в погоне за медийностью, «чтобы узнавали». Своих лауреатов мы не ищем среди медийных лиц. В прошлом году нашим лауреатом за лучшую мужскую роль стал Михаил Филиппов. Он очень талантлив, но избегает медийности. И мы всегда помним– у нас театральная премия, а не премия телесериалов. Нам важна степень служения. Нам не важно, были наши лауреаты признаны прессой и публикой или нет. Мы стараемся заметить и наградить акт искусства. Одна из ведущих актрис театра Евгения Симонова– тоже не медийное лицо и наш лауреат. Спектакль «Три высокие женщины» мы увидели впервые в Учебном театре ГИТИСа. Не было к нему никакого особенного внимания прессы и публики. Но я увидел Евгению Павловну Симонову в этом спектакле и понял: надо реагировать адекватно, то есть вручать премию.

–Российский театр очень изменился за минувшее 20‑летие. Как вы думаете, в какую сторону он будет развиваться?

–Перспективный путь развития театра нам демонстрирует миланский театр «Ла Скала», который много лет живет по принципу проектного театра. Это мощный государственный театр, в котором нет постоянной труппы. Там есть солидный менеджер, который руководит процессом. Если возникает идея поставить, скажем, «Набукко», он составляет смету и под эту смету приглашает творческую команду. Со всеми подписывается контракт, который может пролонгироваться настолько, насколько спектакль востребован публикой. Проектным способом работы «Ла Скала» избавляется от балласта, каким являются незанятые актеры. Самая большая головная боль художественного руководителя репертуарного театра– как занять сотню или полторы сотни артистов, тогда как на сцену выходит 10–15 человек. Остальные ноют, плетут интриги, пишут подметные письма. Как избежать «террариума единомышленников»? Нужно, чтобы все были заняты делом. Когда актеры заняты работой, они составляют настоящее братство. У нас на московском театре сегодня есть два замечательных примера развития отечественного театра. МХТ сегодня– театр состоявшийся, Олег Павлович Табаков одновременно демонстрирует актерский, педагогический и менеджерский талант. Второй пример– Театр наций Евгения Миронова, дай Бог ему удачи. Это как раз проектный театр, типа «Ла Скала»– свое здание, государственного финансирование. За такими театрами будущее. Для современного российского театра важно четко определиться, кому он служит. Если он поймет, что служит настоящему искусству, – это спасет театр. Тут может прийти на помощь государство. Анализируя опыт советского театра, я понимаю, что, если театр находится под патронатом, в нем есть искусство. Ему не надо суетиться и бегать зарабатывать деньги на стороне. Хорошо, когда соединяются мощь художественного руководителя и финансовый гений хорошего директора, преданного искусству, как, например, в «Мастерской Петра Фоменко».

–А как сегодня, на ваш взгляд, обстоят дела с уровнем актерского дарования?

–Актер очень зависит от уровня задач, которые ему ставит режиссер. Задачи, которые, к примеру, Андрей Гончаров ставил перед Гундаревой, Филипповым или Лазаревым-старшим, были высокими. Артисту нужен высокий уровень задач. И сегодня не все плохо в датском королевстве. Есть театр Дмитрия Крымова. Их спектакли развивают театральный процесс. Радует работа молодого ленкомовского артиста Антона Шагина. Он серьезно относится к профессии, в корпоративах не замечен, никого не развлекает, у него нет программ для нефтяников. Когда есть такие ребята, как Антон Шагин, как Юлия Пересильд, наш лауреат прошлого года, я понимаю, что у российской земли замечательная корневая система, которая растит таланты.

–Расширяется ли в связи с требованиями времени модельный ряд номинаций или довольно тех, которые уже есть?

–«Турандот»– абсолютно живая премия, и она живо реагирует на театральный процесс. В свое время у нас появилась номинация «За вклад в театральное искусство Москвы», когда появились замечательные режиссеры-немосквичи, поставившие важные спектакли в московских театрах. Таких «пришельцев» мы отмечаем. В этом году будем вручать «Хрустальную розу» от «Хрустальной Турандот»– аванс на будущее молодому актеру. А еще в этом году (в связи с юбилеем премии) мы не будем награждать артистов по итогам прошедшего сезона, как делаем обычно. Мы наградим тех, кто стал явлением. Выдающихся мастеров, ставших путеводными звездами.

–Это те же люди, которым вы устраиваете «Хрустальные балы» в этом году?

–Не только. Это наши звезды в области сценографии, режиссуры, актерского мастерства. В этом году мы устраивали балы в честь Юлии Борисовой, Марии Ароновой, Марка Захарова, 30 мая– бал в честь Александра Ширвиндта. «Хрустальный бал» с Божьей помощью получился красивым проектом, его жизнеспособность доказана. Это настоящие театральные праздники-бенефисы с большим количеством музыкальных номеров, которые с первого раза стали супераншлаговыми. Сценарии к балам мы пишем совместно с Сергеем Плотовым. Мы будем делать такие балы и в будущем сезоне: бенефис Петра Наумовича Фоменко и вечер в честь 90‑летия Вахтанговского театра, на который Римас Туминас привезет актеров из вильнюсского Малого драматического театра. Все балы и вручение премии проходят в Театре Вахтангова, и это так естественно: Евгений Багратионович Вахтангов подарил нам бессмертный образ Турандот.

–Руководители театральных премий жалуются то на одно, то на другое. Не принимается закон о меценатстве, государство урезает бюджет, финансовый кризис. А что тревожит «Турандот»?

–Ничего. Государство должно вкладывать деньги в библиотеки, детские музыкальные школы, картинные галереи, которые за пределами Москвы в ужасном состоянии. Государству есть куда вкладываться в области искусства. «Турандот»– негосударственная награда. Если человек задумывает такую штуку, как премия, он должен сам находить деньги для нее и не жаловаться. Я убежден в том, что талант– это частная собственность. Он дается на небесах с напутствием: «Вот тебе талант, ты его не пропей и не проспи и все время развивай». Как барин любит усердного управляющего, чтобы рос, так Бог любит усердного носителя таланта. А мы всегда рядом, чтобы выделить и отметить таких людей.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
Читайте также