Директор БДТ Алла Ахмерова:

«Коммерция - очень опасный путь для культуры»

 
Нет для БДТ сейчас большей проблемы, чем реконструкция основного здания на набережной Фонтанки, 65. Даже в годы войны, во время эвакуации в Вятку, театру не приходилось полностью освобождать свои помещения от декораций, реквизита, костюмов и всевозможной машинерии. Сейчас БДТ играет спектакли в Мюзик-холле, в ДК имени Горького, а спектакли Малой сцены идут в Театре Комиссаржевской и МДТ. Директор театра Алла АХМЕРОВА говорит, что к ремонту она привыкает каждый день, но зато выработала иммунитет к бесконечным «сюрпризам».
–Поклонники БДТ переживают: останется ли облик театра прежним после реконструкции?

–Останется. Это наше условие. И это возможно. Разве что немного изменится планировка вспомогательных помещений. Например, большую часть моего кабинета займет лифт для инвалидов. Появятся пандусы для колясок. А вот зрительный зал останется таким же. Во всяком случае, мы очень рассчитываем на это. Тем более за ремонтом наблюдает КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охраны памятников), здание театра под охраной государства. Хотя есть у нас текущие проблемы. Заказчиком является ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Ими уже проведен открытый конкурс, и появился подрядчик– компания «Балтстрой». И вот пока большого интереса к нашим нуждам «Балтстрой» не проявляет– никто из руководства этой организации даже не поинтересовался мнением театра о предстоящем ремонте. Может быть, через «Театрал» они услышат, как важно сохранить то хорошее, что было создано до нас. Также непонятно, каким законным образом театр может контролировать весь процесс реконструкции. На ремонт отвели два года, и в будущем году он должен быть закончен, если не подведет волшебное слово, на которое строители сваливают все свои неудачи. Это слово– «финансирование».

–БДТ внесен в список национальных театров, получающих гранты президента. Какие преимущества это дает?

–Преимущество– стабильная ежемесячная выплата определенных сумм всему творческому составу, несмотря ни на какие потрясения, будь то финансовый кризис или ремонт театра.

–Гастроли БДТ– дело прибыльное или убыточное?

–Нулевое. Мы не выезжаем на гастроли с одним спектаклем. Если мы едем на гастроли, то везем сразу несколько постановок и каждую показываем по два раза. Зрители должны получить представление о БДТ, а не просто увидеть медийные лица. Мы предпочитаем настоящие большие гастроли. Обычно выезжает группа от шестидесяти до ста человек. Свои спектакли мы играем только в оригинальных декорациях, ничего не упрощая и не удешевляя. Тот же самый спектакль, который идет на нашей основной сцене, видят зрители и в других городах. К тому же мы сохраняем ценовую политику на гастролях– билеты продаются по той же цене, что и в Петербурге.

–Получается, что театр едет, как посол доброй воли?

–А между прочим, этим званием можно и нужно гордиться! Мы никогда не ставили себе задачи заработать на гастролях. Мы хотим, чтобы на наши спектакли пришло как можно больше зрителей, чтобы у театра появились друзья там, где мы бываем.

–Чиновники постоянно подчеркивают, что театры должны сами зарабатывать деньги. Оппоненты утверждают, что театру нужна поддержка государства. Понимаю, что вы относитесь ко второй категории, но все-таки, может быть, чиновники тоже правы?

–Деньги– это только инструмент для достижения целей. Тех целей, которые стоят перед театром, при помощи одних только денег, никогда не достигнуть. Да и вообще коммерция– это очень опасный путь для культуры. Там, где начинается коммерция, заканчивается творчество. Я убеждена, что театр должен поддерживаться государством. Конечно, мы думаем о проданных билетах и о количестве зрителей, но слова «бизнес-процессы», «ситуация на рынке», «действия конкурентов», «клиенты» не из моего лексикона. Впрочем, я рада, что государство прислушалось к театральным деятелям, и в апреле внесли изменения в 94‑й закон о госзакупках, который обязывал театры проводить конкурсы на пошив костюмов, изготовление декораций и выбирать самый дешевый вариант. Теперь мы можем заключать договоры, минуя конкурсную процедуру. Приведу простой пример: электронный аукцион по пошиву театральных костюмов для нашего спектакля «Дом Бернарды Альбы» выиграла… строительная компания. А до объявления итогов такого аукциона неизвестно, кто в нем принимает участие, и кто его выиграет– все решает цена. Когда строители-победители поняли, что легких денег они не заработают и что вместо прокладки труб им придется шить исторические костюмы, они отказались от заключения контракта. Нам пришлось обращаться в ФАС, компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков, а мы потеряли время, премьера спектакля была под угрозой срыва.

–Станислав Говорухин как-то посетовал, что в Москве очень много театров– больше трехсот. В Петербурге их, конечно, меньше. Но все равно– не много ли?

–Не много. Творчество– это самое естественное состояние живого человека. Новые театры организуются несмотря ни на что. А если у театра есть еще и свой зритель, то пусть такой театр будет.

–Однако есть театры, вроде государственные, поддерживаются властью, а в них практически никто не ходит, разве что доверчивые туристы.

–Давайте не будем никому завидовать… Театр рождается, развивается, потом приходит время раздумий, и– появляется новая волна интереса к нему. Если в театр не ходит массовый зритель, это не значит, что его не надо поддерживать. Вдруг в нем что-то зреет и в свое время на этой почве вырастет прекрасный цветок?

–В театр приходят молодые актеры. Чем им помогает руководство?

–В первую очередь ролями. Каждый молодой артист имеет возможность работой доказать свою творческую состоятельность. Ну а в смысле социальной поддержки, к сожалению, возможности невелики: например, мы не можем оплачивать съемное жилье. У нас нет на это средств. А значит, не можем пригласить в театр артиста из другого города, даже если этот артист нам нужен. Но мы всегда ищем возможность помочь молодым актерам, да и не только молодым. Удручающая жизненная ситуация может возникнуть в любом возрасте.

–У вас контрактная система работы с актерами?

–Со вновь принимаемыми артистами заключаем договор на определенный срок. С теми артистами, которые работают в театре по тридцать–сорок лет, трудовой договор бессрочный. Иногда это становится проблемой, есть артисты, которые не выходят на сцену много лет.

–Это именно та проблема, о которой говорил Марк Захаров на встрече с Путиным в Пензе.

–Он правильно поднял вопрос. Многие называют эту часть труппы балластом. С этим знакомы все театры. Артисты не играют годами или десятилетиями. Теряют свою квалификацию. Это трагедия для артиста и непростая ситуация для театра. Да, в этот период артист получает совсем мизерную зарплату, но ведь и занимает штатную единицу. Сколько лет я работаю в театре, столько лет об этом говорят. Одни руководители не могут переступить через свои морально-этические принципы и мирятся с таким балластом, другие принимают радикальные меры, а через небольшой срок получают обратно свой родной балласт по решению суда о восстановлении на работе.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также