Бабий дом

«Современник» ищет женское счастье

 
Одной из последних ролей замечательной эфросовской артистки Антонины Дмитриевой был моноспектакль по рассказу Павла Нилина «Впервые замужем». На Малой сцене Театра на Малой Бронной актриса приглашала на домашнее чаепитие зрителей, угощала их пирогами и рассказывала свою жизнь. Женская доля типовой советской лимитчицы не могла оставить равнодушными советских зрительниц. Похожие чувства испытываешь теперь на Другой сцене «Современника». Ведь роман Елены Чижовой «Время женщин» тоже рождался из семейных чаепитий.
Алена Бабенко в образе простоватой деревенской девчонки, приехавшей в конце 1950-х в Ленинград, по-хозяйски вытирает мокрые руки о фартук, откидывает со лба непослушные волосы, ногой в шерстяном носке выдвигает из-под плиты эмалированное ведро и начинает чистить лук. На плите шкворчит сковородка. Дымится кастрюля с водой. Бабенко говорит быстро, перекатывая гласные, как камушки по воде, говорок деревенский, уютный, домашний, которому идет и распространяющийся по залу запах жареного лука, и жаркий пар над плитой. Повесть Елены Чижовой «Время женщин» получила «Русского Букера» и давно просится на сцену или на экран. Книга написана от первого лица, хотя первых лиц здесь двое – мать Антонина и дочь ее Сюзанна-Софья, которая продолжит рассказ матери из сегодняшнего дня. Обеих героинь играет Алена Бабенко, за несколько лет жизни в «Современнике» выросшая в большую актрису, актрису разноплановую, разножанровую и очень честную. Честность в актерской профессии выражается в абсолютной самоотдаче, в максимальном погружении в образ, во время, в само течение сюжета. Бабенко в своих последних театральных работах удивляет именно своей немодной нынче честностью.

Ее партнерши по спектаклю – великолепные артистки, что называется с традициями, и не простые женщины. В ролях трех старух, соседок по коммуналке, принявших и вырастивших дочку непутевой Антонины, – Светлана Коркошко, Людмила Крылова и Таисия Михолап. Старухи это не простые – а питерские, пережившие не одну войну, пережившие блокаду, сохранившие в себе звуки и запахи давно ушедшей, сброшенной в небытие эпохи. У каждой своя судьба, своя история потерь, свой путь к одиночеству. Стосковавшиеся по большим ролям актрисы работают не спеша, с оттяжечкой. Словно стремясь максимально продлить свое присутствие на сцене, свое общение с залом, который, конечно же, помнит эти лица и эти голоса: грудной, низкий – Коркошко и нежный, лиричный – Крыловой. «Современник» – женский театр, и женщины в нем – уникальные. Режиссер Егор Перегудов придумал спектакль нежный, поэтичный, несмотря на жесткость и трагичность происходящих в нем событий, на количество смертей, случившихся до начала повествования и во время его. Несмотря на удушливый коммунальный быт, на мрачные предчувствия, на ощутимый запах старости и смерти.

Женщины, мечтающие о счастье, создают его своими руками из всего, что подвернется под руку, – от гнилой картошки до придурковатого заводского плейбоя Николая (Сергей Гирин), от пластинки американской певицы Билли Холидей до галантного старика Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко). Мир, любовно сотворенный женщинами в отдельно взятой питерской коммуналке, – идеален. Он весь светится любовью, заботой, чистотой, искренностью. В этом мире даже самые фантастические мечты обретают реальность, и даже страшные сказки, которые по очереди рассказывают своей немой внучке старухи, кажутся праздничной феерией. И прекрасный принц на белом коне или с алыми парусами обязательно появится и закружит тебя в объятиях и унесет в маковое поле. В реальности же  – трусоватый и глуповатый Коля и профсоюзная халда Зоя Ивановна (неузнаваемая Инна Тимофеева), компенсирующая недостаток собственной личной жизни активным вторжением в чужую.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также