Казус маски

На Таганке по-новому прочли Чехова

 
Премьера спектакля «Маска и душа» по произведениям Чехова состоялась в Театре на Таганке после окончания юбилейного чеховского года, когда казалось, что ничего нового ни о Чехове, ни о его произведениях сказать уже нельзя. Юрий Любимов развеял это заблуждение, предложив в «Маске и душе» интерпретацию классика, в которой нет и намека на знакомые детали «чеховского стиля».
С первого взгляда узнаешь только самого Антона Павловича (Андрей Смиреннов) – невысокого, чуть сутуловатого человека в пенсне. Но говорит он абсолютно непривычные вещи. Они способны озадачить тех, кто последний раз открывал книги писателя еще в школе. Антон Павлович настаивает, что человеческая душа – «совершенное творение Бога», обвиняет интеллигенцию во всех бедах современного общества, а может и просто прикрикнуть на публику: «Читайте Библию, балбесы!»

Любимов, сам составивший композицию спектакля, напомнил об особенностях чеховского мировосприятия, старательно «затертых» еще советской цензурой. О религиозности Антона Павловича и его склонности к мистике (не зря в пьесе Кости Треплева из «Чайки» говорится о «мировой душе» и ее борьбе с дьяволом) и о подмеченной классиком двойственности природы человека: конфликте его внешнего облика (маски) и внутренней сути (души). Любимов подчеркивает этот конфликт, переводя на язык театра фрагменты ранних чеховских рассказов, фразы из его дневников и отрывки воспоминаний современников об Антоне Павловиче. В спектакле практически нет отрывков и пьес, и большинство фрагментов незнакомо обычному, среднестатистическому читателю.

Чехов появляется на сцене лишь изредка: произнесет какую-нибудь врезающуюся в память фразу и снова исчезает со сцены. Действие ведет не он, а толпа чеховских персонажей. Став героями спектакля, они не раз надевают всевозможные маски – от разноцветных карнавальных до белых, гипсовых. Примерив маску, герои поступают так, как требуют от них обстоятельства: становятся жестокими, не замечают страданий других, лицемерят, притворяются, добиваясь своего. Они как будто не слышат, как звонит на сцене колокол, звучат религиозные песнопения и стихи из поэмы Байрона «Каин», тоже включенные в спектакль.

Метафорой души становится в спектакле огромная рука, пальцы которой отчаянно тянутся вверх (копия скульптуры Эрнста Неизвестного «Рука скорби»). Но кажется, что герои в масках мешают пальцам достичь своей цели. Они снуют вокруг, опираются на ладонь руки, будто на спинку дивана, или влезают на нее снизу и пристраиваются между пальцами. Актерам удается вложить в короткие фрагменты столько энергии, сколько в других театрах хватило бы на полноценную роль.

В спектакле возникает еще один важный для Любимова вопрос. Как сложилась бы судьба Чехова, доживи он до сталинских времен, как дожили Станиславский, Мейерхольд и жена писателя, актриса Ольга Книппер-Чехова? У режиссера нет однозначного ответа. В спектакле эмигранта Шаляпина заманивает на родину позвонивший ему Сталин. Отец народов обещает певцу все блага жизни, но после его витиеватой речи на сцену с грохотом начинают падать кубы. Они украшены буквами и складываются в слово «Мейерхольд», напоминая о трагической гибели режиссера, оставшегося в СССР.

Любимов вслед за Чеховым пытается поставить диагноз современному обществу, но приходит к неутешительному выводу: маски побеждают. В финале спектакля их надевают все актеры. Возможно, не все примут этот спектакль. «Маска и душа» разительно отличается от традиционно «чеховских» постановок, где, как говаривал Треплев, «едят, пьют, любят и носят свои пиджаки». Но Любимов не может иначе. Он, как Трепллев, не признает приземленного, бытового театра.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
  • Театр Ленсовета представит просветительский проект «Связь времен»

    Премьера «Гоголь и К°», первый вечер литературно-просветительского проекта «Связь времен», состоится 18 октября на Малой сцене Театра им. Ленсовета. По замыслу авторов, проект, который будет проходить в формате читок, соединит в себе классическую и современную литертуру. ...
Читайте также