Сын Отечества

«Мертвые души» в Театре Маяковского

 
Плюшкин – Игорь Костолевский и Чичиков – Сергей Арцибашев
Обращение к Гоголю – занятие полезное во всех отношениях. А то ненароком забудем, где живем, да и возомним себя великою державой, населенной людьми благородными и порядочными. И если бессмертная поэма Гоголя создавалась в назидание потомкам, то спектакль Театра Маяковского звучит как напоминание современникам.
Режиссер Сергей Арцибашев сам взял на себя «тяжелый крест» главной роли. Такого Чичикова не проходят в школе. Не ловкий обманщик, не пройдоха, не аферист, но и не демон – всяческую мистику авторы отдали персонажу под уклончивым именем Юрисконсульт (Е. Парамонов), мрачноватому Мефистофелю с насмешливыми немигающими глазами. Арцибашев видит Чичикова как фигуру трагическую, жертвенную. Его Павел Иванович мечтает об идеальной семье, о жене-красавице, воплощенной впоследствии в образ Улиньки, генеральской дочки (М. Костина), и куче трогательных детишек, что как видение являются ему в самые страшные минуты его грешной жизни. Он бы и готов отказаться от своих преступных деяний, готов начать новую жизнь и готов поклясться в этом перед Богом и людьми, но искушение отплатиться столь велико, что Чичиков с легкостью отказывается от своего покаяния. Чичиков, сидящий в клетке. Чичиков, подвешенный на когтях огромного двуглавого орла. Чичиков кающийся, обливающийся слезами. Чичиков влюбленный, и Чичиков, восклицающий в предсмертной агонии: «Душа бессмертна!», и Чичиков вечно бегущий – то ли от преследователей, то ли от возмездия, то ли от собственного стыда.

[%4638%]Две серии стремительной сценической версии выстроены по классическому жанру – дорожной истории. Это вечное движение подчеркивает огромное, на всю глубину и высоту сцены, черное сплошное колесо, заглатывающее в свою бездонную черноту все живое и изрыгающее из себя то мясистые руки чиновников, то кипы справок и прошений, то серые мерцающие лики безымянных мертвых душ (художник А. Орлов). И дрожащая от нетерпенья музыка (композитор В. Дашкевич), и дорожные хоровые перепевы (стихи Ю. Кима), и торопливый глоток из карманной фляжки, и пыльная гармошка брички с вечно пьяным Селифаном на облучке (Ю. Соколов), и стремительно сменяющие друг друга пейзажи с их яркими обитателями – это все дорога, дорога, дорога… Тут тебе солнечная Маниловка с райскими качелями, уходящими в поднебесье, и сладкой патокой растянутых улыбок и уменьшительных суффиксов (чета Маниловых – В. Запорожский и Г. Беляева), кружевная трогательная Коробочка (С. Немоляева), неспешный обстоятельный Собакевич (И. Кашинцев), роскошный рокочущий Ноздрев (А. Лазарев), в чьи уста авторы вложили классический текст о Птице-Тройке с извечным вопросом в конце, на который до сих пор никто не дает ответа. Игоря Костолевского в роли Плюшкина опознать невозможно. Трагическая Баба-Яга с растрепанными седыми клоками волос из-под истлевшего платка беззубым шамкающим ртом произносит пронзительный монолог о своей несостоявшейся одинокой жизни. То скрипит и жалуется, то уносится в античные высоты, выпрямляет сгорбленную спину и торжественно извлекает из дряхлого кармана маленький детский ботиночек на тонком шнурке. Это ли не гимн одиночеству!

Те же актеры населяют черно-белый надорванный мир второго тома (акта) – мир, застывший в ожидании пожара как единственного разрешения этого кровавого боя между совестью и пороком, между честью и бесчестием. А брошенный в это Зазеркалье Чичиков будет мучительно искать оправдания, биться в ногах у безжалостного генерал-губернатора (И. Костолевский), тщетно жаждущего справедливости. Справедливости не будет. Потому так обреченно звучат слова наивного властителя о гибели Отечества от рук граждан, Отечество населяющих. Его, Отечества, бесчестных сыновей. Кажется, именно на этих словах отправился в огонь второй том «Мертвых душ».

Редакция «Театрала» приносит извинения актерам Театра имени Маяковского, занятым в спектакле «Мертвые души», за ошибки и неточности, допущенные в материале «Последний Прогон» в номере 11.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также