Освобождение через потери

 
«Пиковая дама» Графиня – С. Федотова
В МХТ им. А.П. Чехова прошли гастроли Казанского академического русского большого драматического театра имени И.В. Качалова. В столицу Александр Славутский, главный режиссер театра привез четыре своих спектакля: «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком», «Трехгрошовую оперу», «Вишневый сад» и «Пиковую даму».
На сцену МХТ в эти четыре дня выходили и зрители: в «Вишневом саде» ряды стоят прямо на подмостках, и зрители оказываются буквально втянуты в историю потери родового гнезда. Исключительной красоты декорации – изящный подсвеченный дом, больше похожий на замок Фата-морганы или елочную игрушку, чем на усадьбу. Костюмы – яркие авторские работы известного казанского модельера. Все это еще больше укрепляет зрителя в мысли, что люди давно от земли оторваны, что нет практической хватки в их руках, больше похожих на крылья. Они потеряли главное человеческое назначение: жить в реальности.

Слово «потеря» вообще очень соответствует внутреннему настроению спектаклей Славутского. И если в чеховской пьесе это та самая пресловутая тоска, то в «Американской шлюхе» – настоящая трагедия, пусть и подернутая пеплом минувшего. В пьесе Ираклия Квирикадзе структура сложная: взрослый сын беседует с пьяненьким отцом Эрвином – бывшим американским солдатом о прошлом, пытаясь выяснить, кем была его русская мать. В их разговор, растянувшийся на три с половиной часа сценического времени, врывается прожитая Эрвином и его возлюбленной жизнь. История молоденькой девушки Сони (Э. Фардеева), которая за оперный голос и красивые глаза приглянулась генералу НКВД, но не захотела покоряться незавидной доле дорогой любовницы, а сбежала из города. Но от судьбы своей не ушла: насилие преследует ее по пятам и на воле, и в ГУЛАГе. А Эрвин (И. Славутский), увидев ее как раз на том злополучном концерте, ищет девушку целых пять лет и находит как проститутку на московской улице. Срывая яркую обертку советских праздников – с шариками, демонстрациями, улыбками и раскатистым «Ур-р-ра!», – режиссер Александр Славутский кажет чудовищные проявления тоталитарной империи. Под шубкой Снегурочки – роба политзаключенной, главный орден страны цепляют на кружевное белье генеральской любовницы. Получился спектакль о преступниках и преступлении – гораздо более настоящих и страшных, чем в главном бандитском спектакле казанцев – «Трехгрошовой опере».

Уйдя от аллюзий на современную жизнь, режиссер одел героев в костюмы Лондона XIX века. Танцующая и поющая труппа «делает» этот мюзикл, заставляя зал подпевать, но веселье и шуточки обаятельного Мэки-Ножа (И. Славутский) не в состоянии перебить временами наплывающий страх перед сильно гримированными лицами, делающими проституток и бандитов похожими то ли на вампиров, то ли на зловещих клоунов.

Но главный свой спектакль – «Пиковую даму» – казанская труппа оставила на десерт. Здесь, кажется, нет особых режиссерских ходов или придумок: все лавры вроде бы отданы артистам, но на самом деле режиссерская работа в «Пиковой даме» вдохновенна и ювелирна. Спектакль, несмотря на гусарские кители и кринолины дам, до отчаяния современен. Культ молодости – того самого свойства, которое быстро проходит – превращает жизнь в погоню за неуловимым, а в конце пути оставляет человека один на один с ужасом, отчаянием и одряхлевшим телом. С. Федотова в роли графини Анны Федотовны не боится быть уродливой, нелепой. Ведет ее к инвалидному креслу миловидная Лиза (Э. Фардеева) с модными мушками на свежем личике, а графиня трепыхается суетливой, припрыгивающей, дерганой походкой, точно сломанный паяц на спутавшихся нитках. И тем внезапнее переход в воспоминания – Анна Федотовна выпрямляется, танцует давно забытый бальный танец – грациозно, изящно, – но шорох у двери возвращает ее в действительность, и старость вновь скручивает ее тело. Остальные же все кичатся своими гладкими лицами, щегольскими прическами, упругими мышцами, пусть и каждый на свой лад. Германн (К. Ярмолинец) – бритый налысо, в очках, больше похожий на кропотливо-спокойного прозектора, чем на инженера, но изнутри раздираемый страстями, алчущий денег, игры, роскоши. Сумасшествие этого Германна – всего лишь взрыв долго копившейся внутренней энергии, не подмигивал ему никто, просто глаза заволокло туманом отчаяния и злобы. Не выдержал организм, рухнули наполеоновские планы: недаром Германн то мнет в руках, то нахлобучивает на голову треуголку. Потеря разума, потеря юности – вновь спектакль о потерях.

Но именно через трагедии, через расставание с мечтами, идеалами, собственными телами и происходит в спектаклях Славутского обретение человеческой души.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Федора Волкова едет на гастроли в Москву

    16 и 17 марта Театр им. Волкова представит на сцене МХАТа им. Горького одни из своих лучших спектаклей – «Лес» и «Земля Эльзы».   Комедия Островского «Лес» в постановке Александра Кузина будет показана 16 марта. ...
  • «Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

    В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия. ...
  • «Золотая маска» объявила зарубежную программу

    В рамках фестиваля в Москву привезут «Орландо» Кэти Митчелл, «Фауст I» швейцарского театра Шаушпихаус и танцевальные спектакли от ведущих мировых хореографов.  22 и 23 апреля на Новой сцене Мастерской Фоменко состоится показ спектакля Николаса Штеманна, первая часть грандиозного восьмичасового сценического действа по «Фаусту» Гете. ...
  • Более сотни театров для детей поедут на «Большие гастроли»

    На фото: кадр из спектакля «Капризная принцесса», Няганский ТЮЗ В 2020 году 107 театральных коллективов сыграют свои спектакли в 74 регионах России в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи». Программа стартует 12 марта, информирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. ...
Читайте также