Почти 100 лет «Ленкома»

 
На Малой Дмитровке, за старинной церковью Рождества Богородицы в Путинках, высится здание с нарядным светло-оливковым фасадом. Каждый вечер оно становится центром притяжения зрителей, ловцов лишнего билетика и театральных барыг. Это всей стране известный театр звезд – «Ленком».
Просвещенные купцы

Сто лет тому назад Московское купеческое собрание построило на Малой Дмитровке собственное здание. Купцы того времени – уже не персонажи раннего Островского в смазных сапогах. Московский купеческий клуб, построенный в 1907–08 гг. – пример тонкого вкуса тогдашних капиталистов. Строить его пригласили известного архитектора И.А. Иванова-Шица. Приверженец модерна, он свободно использовал элементы классического стиля и ампира. Модерн, уцелевшими образцами которого мы любуемся на московских улицах, в то время противников имел не меньше, чем сторонников. Некоторые творения Шехтеля или Кекушева просто пугали москвичей. Он был поначалу стилем не менее революционным, чем позже хай-тек, и даже предвосхитил многие его идеи. Например, соединить эстетику и функциональность, рационально организовать пространство.

Переходы и лестницы, идущие анфиладой, создавали впечатление пульсирующего пространства. Из парадного подъезда гость проходил в вестибюль приглушенных коричневых тонов, с камерным освещением. Мраморная лестница вела в просторное фойе, которое словно распахивалось ввысь и в глубину. Зеркальная стена удваивала объем, вертикальные окна, вытянутые светильники и деревянные панели стен как бы поднимали потолок. Холодный зеленоватый цвет стен, ледяной блеск паркета, сияние каскадов хрустальных люстр в зеркальных отражениях делали помещение невесомым и бесконечным. Графичные линии модерна повторялись в лепнине, декоре стен, дизайне светильников и мебели.

Внутри клуба находились концертный зал на 600 кресел, рестораны, бильярдная, карточные, огромная библиотека, зимний сад, многочисленные гостиные. В саду – эстрадная площадка. Среди шумных обедов, за картами и бильярдом происходило деловое общение. Устраивались балы, благотворительные концерты, приглашались опереточные и драматические труппы.

Ленин и Чаплин

Во время Первой мировой войны в здании нынешнего «Ленкома» был развернут госпиталь – один из первых в Москве. После революции, по злой иронии судьбы, этот центр регламента и порядка был превращен в Дом анархии. Над входом повесили черное знамя, на лестницах появились пулеметы, а внутри мелькали личности преимущественно уголовного толка. Обстановка и ценности мгновенно были разграблены. Вскоре большевики с боем взяли очаги московского анархизма, в том числе и дом на Малой Дмитровке, расстрелянный артиллерией в упор. После революции тут разместилась Совпартшкола, позже преобразованная в Коммунистический университет имени Свердлова, половина студентов которого имела начальное образование, а некоторые и вовсе никакого. Они вгрызались в «Капитал». Профессора из «бывших» читали лекции. Именно здесь осенью 1920 года прошел Ш съезд комсомола, когда со сцены нетопленого зала Ленин произносил двухчасовую речь, суть которой потом свели к лозунгу «Учиться, учиться и учиться».

Студенты шалели от остатков былой роскоши и стремились ее уничтожить. Большевистский способ хозяйствования привел к значительным утратам и необходимости реставрационных работ, которые шли в театре многие годы. В 1921-м в недрах университета возник коммерческий кинотеатр, редкое в тогдашней Москве развлечение, на котором свердловцы неплохо зарабатывали. Из-под земли добываемые американские боевики, семь сеансов в день и высокие цены на билеты. К кинозалу (экран находился на месте нынешних последних рядов партера) прилагались оркестр, стол для пинг-понга и графолог, принимавший всех желающих за столом в фойе. Колонны фасада завешивались рекламой фильмов с Мэри Пикфорд, Чарли Чаплином, Дугласом Фербенксом, включались электрические бегущие дорожки... В коммунистической кузнице кадров торжествовал НЭП. Сюда приходили Эйзенштейн, Юткевич, Ромм, здесь проводились диспуты, и это место стало предтечей Дома кино.

От Мейерхольда до Эфроса

После переезда свердловцев в левом крыле здания в 1928 году обосновался Дом политпросвещения, который съехал только в 1980-м. Остальные площади годом раньше передали Центральному Театру рабочей молодежи, по тогдашней моде носившему сокращенное название ТРАМ. В агитационных постановках многочисленных по стране ТРАМов играли непрофессиональные артисты. Пропагандистские пьески неведомых авторов, свет поярче и музыка погромче казались лучшими средствами агитации. Руководить ТРАМом хотел Мейерхольд, которому близки были идеи воспитания нового зрителя... К 1930 году студийное движение сходило на нет, уступая тяжелой поступи соцреализма и госуправления в культуре, а наивные ТРАМовцы пригласили консультантом М.А. Булгакова, и великий писатель целый год до отвращения читал бездарные пьесы-«самотек», писал на них внутренние рецензии и даже участвовал в одной постановке как режиссер. ТРАМ его участие, конечно, спасти не могло. В 1933 году из МХАТа, ставшего витриной советского строя, отрядили новых участников труппы – профессиональных актеров, а руководить театром стал Илья Судаков. Через три года чиновники снова решили взбодрить творческую жизнь коллектива и присоединили к судаковцам театр-студию Рубена Симонова, на что Симонов всю жизнь сохранил лютую обиду.

Последнее вливание в ТРАМ было сделано в 1937 году: из театра МОСПС пришли наследники мхатовской традиции – Гиацинтова, Бирман, Плятт и Иван Берсенев, ставший худруком. ТРАМовские идеалы были сданы в архив. В год двадцатилетия ВЛКСМ – в печально известном 1938-м, театру присвоили имя Ленинского комсомола. Оно прижилось, и в сокращенном виде театр зовется так поныне, уже не связываясь в сознании с передовым отрядом советской молодежи...

Тогда же, в 38-м, провели большое переустройство зала, соорудили балконы, переоборудовали сцену и надстроили еще этаж для гримуборных. Постепенно дух любительщины выветрился, сменившись стойким ароматом профессионального театра. Берсенев сделал адрес «Малая Дмитровка, 6» заметным на театральной карте Москвы. Однако в 1951 году он умер, и в «Ленкоме» на протяжении двадцати с лишним лет сменились пять главных режиссеров. Радикальное улучшение наступило в 1964 году. Тогда в театре работал Анатолий Эфрос, и к дверям снова выстроились толпы зрителей.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также