Глоток любви

На Другой сцене «Современника» чеховские мальчики узнают, что значит любить

 
Другая сцена задумывалась как поле для творческих экспериментов, и поле это не простаивает – каждый сезон здесь открываются новые имена. На этой сцене в спектакле «Хорошенькая» зрители впервые познакомились с чудесным, тонким, обаятельным артистом из породы Ефремовых – Никитой Ефремовым, внуком основателя «Современника» и сыном актера Михаила Ефремова. Впрочем, для того чтобы понять это, достаточно взглянуть в его улыбчивое лицо и услышать в певучих мальчишеских интонациях знакомые ефремовские нотки. Природа, кажется, упорно не желает подчиняться расхожей поговорке и продолжает искриться в новых поколениях знаменитой династии.
Спектакль «Сережа» – дебют режиссера Кирилла Вытоптова, выпускника мастерской Олега Кудряшова. В основу этой работы легли два чеховских рассказа «Учитель словесности» и «Страх», объединенные одной темой – любовью, ее истоками и ее конечностью.

«Сережа» весь пронизан атмосферой чувственности и игры. Начиная с самой первой сцены, когда вдоль длинной черной стены, имитирующей классную доску в гимназии, стремительно проносится длинноногая девочка с тряпкой в руках. Разбежавшись, она кувыркается через кожаный диван и буквально на наших глазах превращается в… старушку – в застиранном платке, с трясущейся головой и подслеповатыми глазками. Волшебные превращения из одного образа в другой – главное чудо этого спектакля, и они будут поражать зрителя не раз. Актеры – почти все – играют по нескольку ролей. Поэтому у каждого есть возможность проявить себя в разных жанрах. И это получается. Получается до такой степени, что не сразу понимаешь, например, что в ролях нагловатого штабс-капитана Полянского, закомплексованного учителя Рыжицкого и страдающего от семейного кошмара помещика Силина выступает один и тот же актер – Илья Лыков. Столь же разнообразна и удивительно пластичная, резкая Елена Плаксина, сыгравшая и бессловесную старушку няню, и роковую страстную красавицу Марью Сергеевну, изнемогающую от тоски и одиночества. Владислав Федченко с легкостью преображается из благообразного отца семейства Шелестова в беспробудного грязного мужика Гаврюшу, ползущего по перекинутой через яму доске к недопитым рюмкам. Центром спектакля, конечно, остается учитель словесности Сергей Васильевич Никитин (Никита Ефремов), Сережа – светлый, романтичный молодой человек двадцати семи лет, сначала влюбленный, потом разочаровавшийся в любви, потом ввергнутый в воронку страсти и смирившийся с пустотой, что образовалась вокруг.

Режиссер сосредоточил свое внимание именно на артистах – молодых, свежих, полных сил и эмоций, чей скромный профессиональный опыт еще не стер из памяти занятий по актерскому мастерству. «Перчатки, перчатки, перчатки!» – громко повторяет озорная рыжеволосая Манюся (Дарья Белоусова) и натягивает на руки белые перчатки. «Цилиндр, цилиндр, цилиндр!» – и водружает на голову черный цилиндр. «Полянский, Полянский, Полянский!» – и в дверях – ап! – появляется улыбающийся Полянский. А потом – конная прогулка, и на сцену рывком вытягивают два кожаных дивана, усыпанных соломой. По краям дивана рассаживаются молодые люди и едва удерживают в руках воображаемые поводья. Погнали! Смеясь, раскачиваясь, подпрыгивая, демонстрируя чудеса джигитовки и покрикивая на «лошадок», они то прижимаются друг к другу, то, смущаясь, разлетаются в стороны – вот, собственно, и готов блестящий этюд.

В спектакле много задорного молодого хулиганства и тихой отчаянной печали – так прокладывается мостик от беспечной юности к тягостному, мучительному взрослению. И тогда под молодыми еще героями разверзнется черная пропасть, в которой пропадут, сгинут и первая любовь, и первая дружба, и шутливые фанты, и девичьи гадания. Лишь будет корчиться над этим обрывом прекрасная недолюбленная женщина. Бесстыдно разбросав тонкие ноги и вцепившись побелевшими пальцами в руку растерявшегося Сережи, она будет хрипло кричать в пустоту: «Забери меня отсюда! Забери меня отсюда!»…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «За мной, читатель!»

    Нынешним июнем, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах открылся новый театр. Толпы людей стояли в наушниках и с гаджетами в руках, а затем тронулись вдоль пруда и скрылись за поворотом. Вернуться на Патриаршие им предстояло через пару часов, проведенных в плутаниях по переулкам, подворотням и тайным скверикам. ...
  • Июльский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах летнего номера (см. подписка) вы прочтете: - как проходил в Берлине международный фестиваль журнала «Театрал»  «Мир русского театра»; - о чем мечтает Юлия Хлынина; - почему так опасна мода на сталинизм: мнение председателя Совета по правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова; - каким был театральный сезон: «Театрал» и критики подводят итоги; - что вы знаете о настоящей дружбе: в РАМТе вышла премьера спектакля «Манюня»; - почему режиссер Семён Спивак стал «заложником» Чехова; - как Александр Ширвиндт спасает юмором: заметки о юбиляре; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - почему Римас Туминас не смотрит своих спектаклей; - какие секреты таит закулисье театра «Практика»; - о чем нельзя забывать в театре: заметки про этикет; - что такое квипрокво: ответ в рубрике «Театральный словарь»; - почему традиция и авангард неразделимы: колонка Дмитрия Трубочкина; - чем вдохновляла Евгения Евтушенко поэтесса Новелла Матвеева; - как в Китае принимали «Евгения Онегина» Театра им. ...
  • На Чеховском фестивале представили «Медведя»

    В Центре драматургии и режиссуры накануне вечером представили премьерную постановку «Медведь» по одноименной пьесе Чехова. Это совместный проект ЦДР и Международного театрального фестиваля им. Чехова. Корреспондент «Театрала» побывал на новом спектакле и пообщался с режиссером-постановщиком Владимиром Панковым и исполнительницей главной женской роли Еленой Яковлевой. ...
  • «Положи меня, как печать на сердце твоё…»

    Мадам Роза и Момо – неожиданно интенсивный, пронзительный и глубокий дуэт Светланы Крючковой и  Ивана Федорука в новом спектакле Романа Мархолиа «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара в БДТ им. Товстоногова.   Созданы объемные, мифологически-бытийные образы: мать мира – дитя, посланное в мир. ...
Читайте также