Имени Грибоедова

Первому профессиональному театру в Закавказье, Тбилисскому академическому русскому драматическому, исполняется 160 лет

 
В советское время театр размещался в здании Дворянского банка.
В 1845 году в Тифлисе появился русский театр. Учредил его наместник российского царя, генерал-губернатор, фельдмаршал граф Михаил Семенович Воронцов. Его особняк в завитках ограды – ныне Дворец молодежи – и сейчас стоит на проспекте Руставели. Создание русского театра преследовало цели прежде всего политические: «Для ознакомления с русским языком, русскими обычаями и постепенного сближения с Россией». Воронцов понимал, что отношения легче и надежнее строить на культуре и образовании, чем на штыках. Через пять лет после возникновения русского театра открывается театр грузинский, создается публичная библиотека, выходит газета «Кавказ», и в столицу с «азиатской культурой», как называл Пушкин Тифлис 1829 года, приходит европейская музыка – Воронцов выписывает из Италии оперную труппу. Уже ко второму сезону в русском театре были собраны перворазрядные актеры, их подбором занимался сам Михаил Щепкин. Возглавил труппу Александр Яблочкин, отец будущей звезды Малого театра, а в совет директоров Воронцов назначил поэта Александра Чавчавадзе (его дочь Нино была вдовой Грибоедова). Надо полагать, русский театр в Тифлисе обходился царскому двору недешево, здесь артисты получали самое высокое жалованье – по рангу Императорского театра. Кстати, в том сезоне, в бенефис артистки Маркс, было представлено «Горе от ума», и хотя спектакль был раскритикован, сам факт постановки запрещенной в Петербурге комедии знаменателен. Надо полагать, поэтому театр и носит имя Грибоедова, хотя присвоено оно было уже при советской власти...

К 1851 году по специальному проекту было построено великолепное театральное здание «Караван-сарай» в мавританском стиле. Открылся театр общественным маскарадом, на него съехался весь цвет Тбилиси. Был там и молодой Лев Толстой, служивший тогда на Кавказе. Будущий автор «Хаджи-Мурата» именно там мог воочию лицезреть своего героя – в числе приглашенных был наиб Шамиля Хаджи-Мурат, перешедший в то время на сторону русских.

В 1858 году, вскоре после того как 74-летний Воронцов вышел в отставку и уехал, труппа была распущена. Однако в 1866-м под давлением грузинской интеллигенции и прессы театр возобновил свою деятельность. Зимние сезоны с гастрольными спектаклями мастеров русской сцены неизменно привлекали взыскательную тбилисскую публику. В разное время в Тбилиси выступали Яблочкина, Ленский, Федотова, Ермолова, Комиссаржевская, Давыдов, Варламов, Орленев… Здесь начинал свой актерский путь Сумбатов-Южин, здесь пробовал свои силы на поприще театра выпускник 1-й Тифлисской гимназии Владимир Иванович Немирович-Данченко еще задолго до возникновения МХТ.

Не менее звездным был и ХХ век, правда, с перерывами на войны и революции. Два сезона 1904–05 гг. в театре работало товарищество артистов «Новой драмы» во главе с Всеволодом Мейерхольдом.

В советское время русский театр оказался востребованным новой властью – надо было внедрять идеи социализма, пропагандировать русский язык, делать его общедоступным. Серьезную поддержку театр получил в 1932 году, он стал государственным. Для первой постановки был приглашен грузинский режиссер с самым громким именем – реформатор русской и грузинской сцены Котэ Марджанишвили. Его спектакль «На дне» произвел буквально фурор среди театралов. Впрочем, в грибоедовском ставили практически все выдающиеся грузинские режиссеры, а равно многие режиссеры и актеры, чьи имена значимы в истории российской культуры. Георгий Товстоногов после ГИТИСа вернулся в родной Тбилиси, начал в русском театре с постановки дипломного спектакля «Дети Ванюшина» и проработал здесь восемь сезонов. Позже сюда приезжали на постановки Леонид Варпаховский и Петр Фоменко. Мало кто знает, что в грибоедовском пробовал вкус сцены Булат Окуджава. Он играл в массовке, правда, недолго. А настоящую актерскую карьеру здесь начинали будущие кинозвезды Павел Луспекаев, Анатолий Смиранин, киношный Остап Бендер Арчил Гомиашвили, Ариадна Шенгелая…

[%4143%]О прошлом и сегодняшнем дне театра наша беседа с его художественным руководителем Автандилом ВАРСИМАШВИЛИ

– Сейчас, на развалинах империи, какие задачи у русского театра в независимой Грузии?

– Мы вернулись к истокам. Грузия – многонациональная страна. Вся прелесть нашей страны в соединении многих культур. Грибоедовский театр сейчас объединяет эти народы и культуры. Я как худрук могу гордиться тем, что у нас зал заполнен. Мы привлекли зрителя. Грибоедовский стал одним из немногих мест в Грузии, где русскоязычные люди разных национальностей собираются вместе.

– У вас в театре не только зрители разных национальностей, но и труппа.

– Конечно, в труппе восемьдесят процентов грузин. Мы сделали курс в театральном институте специально для театра Грибоедова, набрали молодых русскоязычных ребят. И второе, я начал активно экспериментировать и приглашать хороших грузинских актеров, которые говорят на русском языке. Тем, у кого акцент есть, я просто даю такие роли, где он оправдан.

– Как вы строите репертуар?

– Я считаю, это русский театр, и он должен нести великое русское слово и великую русскую литературу, как бы трафаретно это ни звучало.

– За годы вашего руководства что появилось на сцене из великой русской литературы?

– Пушкин, Чехов, Достоевский. Кто-то скажет, ну что это за Пушкин – «Сказки». Да, это спектакль для детей. Мы думаем о завтрашнем зрителе. Буду ли я в этом театре или нет, я хочу, чтобы в грибоедовский ходили с детства.

– Тот интеллектуальный тбилисский зритель, который издавна заполнял зал русского театра, его уже нет?

– Его мало. Поэтому для массового зрителя, который только начинает знакомиться с русской классикой, нужен специальный отбор. Если я начну с «Вишневого сада», я могу растерять зрителей. Проблема в том, что у нас мало премьер. В частности, потому что зимой у нас мертвый сезон. Как только холодно на улице, в нашем помещении невозможно находиться. Отопительная система давно не работает. Для ее восстановления нужно очень много денег. Но как только наступают холода, мы начинаем гастролировать. Показываем спектакли и в России, и в Грузии. Выпускать много спектаклей не удается, но в этом году у нас запланированы четыре премьеры.

– Кто сейчас финансирует театр?

– Сейчас финансирует государство и постановки, и зарплаты. Минимально, но хватает. Для юбилейного спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси» мэр города лично выделил деньги из своего фонда. Хотя мы прибегаем и к помощи спонсоров.

– Грузинский и русский характеры, традиции уживаются на сцене?

– Это сегодняшние политики могут говорить, что мы разные. На самом деле мы очень близки. Что, в Грузии забудут русский язык, культуру? Я уверен, этого не будет. Со временем у нас поймут, что не надо искать кого-то за океаном. Ближе русской культуры мы все равно ничего не найдем.

– Что делает Россия, чтобы поддержать свою культуру в Грузии?

– С прошлого года я могу говорить о Москве только с благодарностью. Начала работать программа государственной поддержки русскоязычных театров, одобренная президентом России. Союз театральных деятелей России развернул активную деятельность, благодаря этому наш театр ездил на гастроли по России, наши режиссеры проходят в России мастер-классы. Кроме того, у нас появились собственные общие проекты с российскими театрами.

– В дни юбилея чем собираетесь удивлять гостей?

– К нам приедут театральные деятели, критики, известные актеры из России и стран СНГ и актеры – бывшие грибоедовцы. Будут два юбилейных вечера: в первый мы покажем премьеру спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси», во второй вечер – праздничный концерт, причем с участием тех грибоедовцев, которые сейчас работают в других странах. Я думаю, все будет красиво, очень сентиментально, эмоционально, будет много и слез, и радости...


  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Соломин назначен бессрочным худруком Малого театра

    В субботу, 6 апреля, министр культуры РФ Владимир Мединский вручил художественному руководителю Малого театра, народному артисту СССР Юрию Соломину бессрочный контракт. «Я хотел вам передать подписанный приказ о вашем переназначении. ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • «Мир русского театра»: программа объявлена!

    С 6 по 9 июня в столице Германии состоится III международный фестиваль «Мир русского театра». По инициативе «Театрала», свои лучшие постановки в Берлине представят русские коллективы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Молдовы и Финляндии. ...
  • Со всею пылкостью души

    Друзья, «любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Эти строки написал однажды Виссарион Белинский. ...
Читайте также