Имени Грибоедова

Первому профессиональному театру в Закавказье, Тбилисскому академическому русскому драматическому, исполняется 160 лет

 
В советское время театр размещался в здании Дворянского банка.
В 1845 году в Тифлисе появился русский театр. Учредил его наместник российского царя, генерал-губернатор, фельдмаршал граф Михаил Семенович Воронцов. Его особняк в завитках ограды – ныне Дворец молодежи – и сейчас стоит на проспекте Руставели. Создание русского театра преследовало цели прежде всего политические: «Для ознакомления с русским языком, русскими обычаями и постепенного сближения с Россией». Воронцов понимал, что отношения легче и надежнее строить на культуре и образовании, чем на штыках. Через пять лет после возникновения русского театра открывается театр грузинский, создается публичная библиотека, выходит газета «Кавказ», и в столицу с «азиатской культурой», как называл Пушкин Тифлис 1829 года, приходит европейская музыка – Воронцов выписывает из Италии оперную труппу. Уже ко второму сезону в русском театре были собраны перворазрядные актеры, их подбором занимался сам Михаил Щепкин. Возглавил труппу Александр Яблочкин, отец будущей звезды Малого театра, а в совет директоров Воронцов назначил поэта Александра Чавчавадзе (его дочь Нино была вдовой Грибоедова). Надо полагать, русский театр в Тифлисе обходился царскому двору недешево, здесь артисты получали самое высокое жалованье – по рангу Императорского театра. Кстати, в том сезоне, в бенефис артистки Маркс, было представлено «Горе от ума», и хотя спектакль был раскритикован, сам факт постановки запрещенной в Петербурге комедии знаменателен. Надо полагать, поэтому театр и носит имя Грибоедова, хотя присвоено оно было уже при советской власти...

К 1851 году по специальному проекту было построено великолепное театральное здание «Караван-сарай» в мавританском стиле. Открылся театр общественным маскарадом, на него съехался весь цвет Тбилиси. Был там и молодой Лев Толстой, служивший тогда на Кавказе. Будущий автор «Хаджи-Мурата» именно там мог воочию лицезреть своего героя – в числе приглашенных был наиб Шамиля Хаджи-Мурат, перешедший в то время на сторону русских.

В 1858 году, вскоре после того как 74-летний Воронцов вышел в отставку и уехал, труппа была распущена. Однако в 1866-м под давлением грузинской интеллигенции и прессы театр возобновил свою деятельность. Зимние сезоны с гастрольными спектаклями мастеров русской сцены неизменно привлекали взыскательную тбилисскую публику. В разное время в Тбилиси выступали Яблочкина, Ленский, Федотова, Ермолова, Комиссаржевская, Давыдов, Варламов, Орленев… Здесь начинал свой актерский путь Сумбатов-Южин, здесь пробовал свои силы на поприще театра выпускник 1-й Тифлисской гимназии Владимир Иванович Немирович-Данченко еще задолго до возникновения МХТ.

Не менее звездным был и ХХ век, правда, с перерывами на войны и революции. Два сезона 1904–05 гг. в театре работало товарищество артистов «Новой драмы» во главе с Всеволодом Мейерхольдом.

В советское время русский театр оказался востребованным новой властью – надо было внедрять идеи социализма, пропагандировать русский язык, делать его общедоступным. Серьезную поддержку театр получил в 1932 году, он стал государственным. Для первой постановки был приглашен грузинский режиссер с самым громким именем – реформатор русской и грузинской сцены Котэ Марджанишвили. Его спектакль «На дне» произвел буквально фурор среди театралов. Впрочем, в грибоедовском ставили практически все выдающиеся грузинские режиссеры, а равно многие режиссеры и актеры, чьи имена значимы в истории российской культуры. Георгий Товстоногов после ГИТИСа вернулся в родной Тбилиси, начал в русском театре с постановки дипломного спектакля «Дети Ванюшина» и проработал здесь восемь сезонов. Позже сюда приезжали на постановки Леонид Варпаховский и Петр Фоменко. Мало кто знает, что в грибоедовском пробовал вкус сцены Булат Окуджава. Он играл в массовке, правда, недолго. А настоящую актерскую карьеру здесь начинали будущие кинозвезды Павел Луспекаев, Анатолий Смиранин, киношный Остап Бендер Арчил Гомиашвили, Ариадна Шенгелая…

[%4143%]О прошлом и сегодняшнем дне театра наша беседа с его художественным руководителем Автандилом ВАРСИМАШВИЛИ

– Сейчас, на развалинах империи, какие задачи у русского театра в независимой Грузии?

– Мы вернулись к истокам. Грузия – многонациональная страна. Вся прелесть нашей страны в соединении многих культур. Грибоедовский театр сейчас объединяет эти народы и культуры. Я как худрук могу гордиться тем, что у нас зал заполнен. Мы привлекли зрителя. Грибоедовский стал одним из немногих мест в Грузии, где русскоязычные люди разных национальностей собираются вместе.

– У вас в театре не только зрители разных национальностей, но и труппа.

– Конечно, в труппе восемьдесят процентов грузин. Мы сделали курс в театральном институте специально для театра Грибоедова, набрали молодых русскоязычных ребят. И второе, я начал активно экспериментировать и приглашать хороших грузинских актеров, которые говорят на русском языке. Тем, у кого акцент есть, я просто даю такие роли, где он оправдан.

– Как вы строите репертуар?

– Я считаю, это русский театр, и он должен нести великое русское слово и великую русскую литературу, как бы трафаретно это ни звучало.

– За годы вашего руководства что появилось на сцене из великой русской литературы?

– Пушкин, Чехов, Достоевский. Кто-то скажет, ну что это за Пушкин – «Сказки». Да, это спектакль для детей. Мы думаем о завтрашнем зрителе. Буду ли я в этом театре или нет, я хочу, чтобы в грибоедовский ходили с детства.

– Тот интеллектуальный тбилисский зритель, который издавна заполнял зал русского театра, его уже нет?

– Его мало. Поэтому для массового зрителя, который только начинает знакомиться с русской классикой, нужен специальный отбор. Если я начну с «Вишневого сада», я могу растерять зрителей. Проблема в том, что у нас мало премьер. В частности, потому что зимой у нас мертвый сезон. Как только холодно на улице, в нашем помещении невозможно находиться. Отопительная система давно не работает. Для ее восстановления нужно очень много денег. Но как только наступают холода, мы начинаем гастролировать. Показываем спектакли и в России, и в Грузии. Выпускать много спектаклей не удается, но в этом году у нас запланированы четыре премьеры.

– Кто сейчас финансирует театр?

– Сейчас финансирует государство и постановки, и зарплаты. Минимально, но хватает. Для юбилейного спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси» мэр города лично выделил деньги из своего фонда. Хотя мы прибегаем и к помощи спонсоров.

– Грузинский и русский характеры, традиции уживаются на сцене?

– Это сегодняшние политики могут говорить, что мы разные. На самом деле мы очень близки. Что, в Грузии забудут русский язык, культуру? Я уверен, этого не будет. Со временем у нас поймут, что не надо искать кого-то за океаном. Ближе русской культуры мы все равно ничего не найдем.

– Что делает Россия, чтобы поддержать свою культуру в Грузии?

– С прошлого года я могу говорить о Москве только с благодарностью. Начала работать программа государственной поддержки русскоязычных театров, одобренная президентом России. Союз театральных деятелей России развернул активную деятельность, благодаря этому наш театр ездил на гастроли по России, наши режиссеры проходят в России мастер-классы. Кроме того, у нас появились собственные общие проекты с российскими театрами.

– В дни юбилея чем собираетесь удивлять гостей?

– К нам приедут театральные деятели, критики, известные актеры из России и стран СНГ и актеры – бывшие грибоедовцы. Будут два юбилейных вечера: в первый мы покажем премьеру спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси», во второй вечер – праздничный концерт, причем с участием тех грибоедовцев, которые сейчас работают в других странах. Я думаю, все будет красиво, очень сентиментально, эмоционально, будет много и слез, и радости...


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также