Имени Грибоедова

Первому профессиональному театру в Закавказье, Тбилисскому академическому русскому драматическому, исполняется 160 лет

 
В советское время театр размещался в здании Дворянского банка.
В 1845 году в Тифлисе появился русский театр. Учредил его наместник российского царя, генерал-губернатор, фельдмаршал граф Михаил Семенович Воронцов. Его особняк в завитках ограды – ныне Дворец молодежи – и сейчас стоит на проспекте Руставели. Создание русского театра преследовало цели прежде всего политические: «Для ознакомления с русским языком, русскими обычаями и постепенного сближения с Россией». Воронцов понимал, что отношения легче и надежнее строить на культуре и образовании, чем на штыках. Через пять лет после возникновения русского театра открывается театр грузинский, создается публичная библиотека, выходит газета «Кавказ», и в столицу с «азиатской культурой», как называл Пушкин Тифлис 1829 года, приходит европейская музыка – Воронцов выписывает из Италии оперную труппу. Уже ко второму сезону в русском театре были собраны перворазрядные актеры, их подбором занимался сам Михаил Щепкин. Возглавил труппу Александр Яблочкин, отец будущей звезды Малого театра, а в совет директоров Воронцов назначил поэта Александра Чавчавадзе (его дочь Нино была вдовой Грибоедова). Надо полагать, русский театр в Тифлисе обходился царскому двору недешево, здесь артисты получали самое высокое жалованье – по рангу Императорского театра. Кстати, в том сезоне, в бенефис артистки Маркс, было представлено «Горе от ума», и хотя спектакль был раскритикован, сам факт постановки запрещенной в Петербурге комедии знаменателен. Надо полагать, поэтому театр и носит имя Грибоедова, хотя присвоено оно было уже при советской власти...

К 1851 году по специальному проекту было построено великолепное театральное здание «Караван-сарай» в мавританском стиле. Открылся театр общественным маскарадом, на него съехался весь цвет Тбилиси. Был там и молодой Лев Толстой, служивший тогда на Кавказе. Будущий автор «Хаджи-Мурата» именно там мог воочию лицезреть своего героя – в числе приглашенных был наиб Шамиля Хаджи-Мурат, перешедший в то время на сторону русских.

В 1858 году, вскоре после того как 74-летний Воронцов вышел в отставку и уехал, труппа была распущена. Однако в 1866-м под давлением грузинской интеллигенции и прессы театр возобновил свою деятельность. Зимние сезоны с гастрольными спектаклями мастеров русской сцены неизменно привлекали взыскательную тбилисскую публику. В разное время в Тбилиси выступали Яблочкина, Ленский, Федотова, Ермолова, Комиссаржевская, Давыдов, Варламов, Орленев… Здесь начинал свой актерский путь Сумбатов-Южин, здесь пробовал свои силы на поприще театра выпускник 1-й Тифлисской гимназии Владимир Иванович Немирович-Данченко еще задолго до возникновения МХТ.

Не менее звездным был и ХХ век, правда, с перерывами на войны и революции. Два сезона 1904–05 гг. в театре работало товарищество артистов «Новой драмы» во главе с Всеволодом Мейерхольдом.

В советское время русский театр оказался востребованным новой властью – надо было внедрять идеи социализма, пропагандировать русский язык, делать его общедоступным. Серьезную поддержку театр получил в 1932 году, он стал государственным. Для первой постановки был приглашен грузинский режиссер с самым громким именем – реформатор русской и грузинской сцены Котэ Марджанишвили. Его спектакль «На дне» произвел буквально фурор среди театралов. Впрочем, в грибоедовском ставили практически все выдающиеся грузинские режиссеры, а равно многие режиссеры и актеры, чьи имена значимы в истории российской культуры. Георгий Товстоногов после ГИТИСа вернулся в родной Тбилиси, начал в русском театре с постановки дипломного спектакля «Дети Ванюшина» и проработал здесь восемь сезонов. Позже сюда приезжали на постановки Леонид Варпаховский и Петр Фоменко. Мало кто знает, что в грибоедовском пробовал вкус сцены Булат Окуджава. Он играл в массовке, правда, недолго. А настоящую актерскую карьеру здесь начинали будущие кинозвезды Павел Луспекаев, Анатолий Смиранин, киношный Остап Бендер Арчил Гомиашвили, Ариадна Шенгелая…

[%4143%]О прошлом и сегодняшнем дне театра наша беседа с его художественным руководителем Автандилом ВАРСИМАШВИЛИ

– Сейчас, на развалинах империи, какие задачи у русского театра в независимой Грузии?

– Мы вернулись к истокам. Грузия – многонациональная страна. Вся прелесть нашей страны в соединении многих культур. Грибоедовский театр сейчас объединяет эти народы и культуры. Я как худрук могу гордиться тем, что у нас зал заполнен. Мы привлекли зрителя. Грибоедовский стал одним из немногих мест в Грузии, где русскоязычные люди разных национальностей собираются вместе.

– У вас в театре не только зрители разных национальностей, но и труппа.

– Конечно, в труппе восемьдесят процентов грузин. Мы сделали курс в театральном институте специально для театра Грибоедова, набрали молодых русскоязычных ребят. И второе, я начал активно экспериментировать и приглашать хороших грузинских актеров, которые говорят на русском языке. Тем, у кого акцент есть, я просто даю такие роли, где он оправдан.

– Как вы строите репертуар?

– Я считаю, это русский театр, и он должен нести великое русское слово и великую русскую литературу, как бы трафаретно это ни звучало.

– За годы вашего руководства что появилось на сцене из великой русской литературы?

– Пушкин, Чехов, Достоевский. Кто-то скажет, ну что это за Пушкин – «Сказки». Да, это спектакль для детей. Мы думаем о завтрашнем зрителе. Буду ли я в этом театре или нет, я хочу, чтобы в грибоедовский ходили с детства.

– Тот интеллектуальный тбилисский зритель, который издавна заполнял зал русского театра, его уже нет?

– Его мало. Поэтому для массового зрителя, который только начинает знакомиться с русской классикой, нужен специальный отбор. Если я начну с «Вишневого сада», я могу растерять зрителей. Проблема в том, что у нас мало премьер. В частности, потому что зимой у нас мертвый сезон. Как только холодно на улице, в нашем помещении невозможно находиться. Отопительная система давно не работает. Для ее восстановления нужно очень много денег. Но как только наступают холода, мы начинаем гастролировать. Показываем спектакли и в России, и в Грузии. Выпускать много спектаклей не удается, но в этом году у нас запланированы четыре премьеры.

– Кто сейчас финансирует театр?

– Сейчас финансирует государство и постановки, и зарплаты. Минимально, но хватает. Для юбилейного спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси» мэр города лично выделил деньги из своего фонда. Хотя мы прибегаем и к помощи спонсоров.

– Грузинский и русский характеры, традиции уживаются на сцене?

– Это сегодняшние политики могут говорить, что мы разные. На самом деле мы очень близки. Что, в Грузии забудут русский язык, культуру? Я уверен, этого не будет. Со временем у нас поймут, что не надо искать кого-то за океаном. Ближе русской культуры мы все равно ничего не найдем.

– Что делает Россия, чтобы поддержать свою культуру в Грузии?

– С прошлого года я могу говорить о Москве только с благодарностью. Начала работать программа государственной поддержки русскоязычных театров, одобренная президентом России. Союз театральных деятелей России развернул активную деятельность, благодаря этому наш театр ездил на гастроли по России, наши режиссеры проходят в России мастер-классы. Кроме того, у нас появились собственные общие проекты с российскими театрами.

– В дни юбилея чем собираетесь удивлять гостей?

– К нам приедут театральные деятели, критики, известные актеры из России и стран СНГ и актеры – бывшие грибоедовцы. Будут два юбилейных вечера: в первый мы покажем премьеру спектакля «Ханума, или Поэма о старом Тбилиси», во второй вечер – праздничный концерт, причем с участием тех грибоедовцев, которые сейчас работают в других странах. Я думаю, все будет красиво, очень сентиментально, эмоционально, будет много и слез, и радости...


  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Чехов, Williams и Черт knows что...

    Театр русских актеров ТРАКТ (Нью-Йорк) 24 октября представит публике свой новый спектакль - «Чехов, Williams и Черт knows что...». Над постановкой работает главный режиссер и сооснователь коллектива Лев Шехтман. «Спектакль поставлен по пьесе Теннесси Уильямса Lady of Larkspur Lotion и трем рассказам Антона Чехова: «Беседа пьяного с трезвым чертом», «Хористка» и «Антрепренер под диваном», - рассказал «Театралу» продюсер и сооснователь театра Михаил Галкин. ...
  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
Читайте также