Коня на скаку остановит…

 
В преддверии 8 Марта «Театрал» попросил женщин, которые руководят театрами, назвать самый неженский поступок в своей жизни
Генриетта ЯНОВСКАЯ, художественный руководитель МТЮЗа

Своими словами: «Мой самый неженский поступок, что я вышла замуж за Каму Гинкаса. Чего только не было в нашей судьбе!»

«Театрал»: В Ленинграде, в студенческие годы Гинкас и Яновская ехали в автобусе. Был час пик, страшная давка. Но вдруг один из пассажиров назвал Гинкаса жидовской мордой. В ту же секунду Генриетта сорвала с него шапку и со словами: «Ты сказал – жидовская морда?» – ударила его кулаком по лицу.

Спустя несколько лет Яновская подралась и в Новгороде. Супруги вышли из ресторана и увидели, что два молодых человека бьют третьего. Гинкас с приятелем начал осуждать дерущихся, а Генриетта в ту же секунду бросилась в драку и стала разнимать хулиганов. Вдруг один из бьющих сказал: «Гета, ты ничего не знаешь, отойди!» Кама Гинкас любит повторять: «С тех пор считается, что Гету в каждой драке знают».

Когда в 1980 году по сфабрикованному делу арестовали приятеля Гинкаса и Яновской – Константина Азадовского, – супруги решили проведать его мать. Времена были опасные: казалось, что на каждом этаже подъезда стоит гэбэшник и потому Генриетта Яновская сказала супругу: «Ты постой внизу – я поднимусь сама». А когда нужно было навестить невесту Азадовского, Генриетта Наумовна нашла способ познакомиться с начальницей женской тюрьмы: пригласила ее к себе в гости, а потом договорилась о нелегальном посещении тюрьмы.

Галина ВОЛЧЕК, художественный руководитель театра «Современник»

Своими словами: «Вся моя жизнь с 1972 года, когда ушел основатель нашего театра Олег Ефремов и когда труппа потребовала, чтобы «Современник» возглавила я, – за редким исключением один большой неженский поступок».

«Театрал»: В 1993 году во время конфликта в Театре на Таганке, Галина Волчек велела передать бунтарям, что каждый, кто хочет покинуть «Таганку», может рассчитывать на работу в «Современнике».

В числе писем, подписанных Волчек, есть и письмо в защиту директора Киевского Театра русской драмы Резниковича. Обращаясь к Ющенко, Галина Борисовна требовала защитить директора и сохранить традиции единственного в Киеве театра, где спектакли идут на русском языке.

Узнав поздним вечером, что один из деятелей культуры (с которым не была лично знакома) нуждается в срочной госпитализации, устроила его в больницу и готова была отдать свои сбережения. Подобные поступки совершала не раз.

Анна НЕРОВНАЯ, художественный руководитель театра «Бенефис»

Своими словами: «Я сначала не понимала, что руководство театром – это огромный физический труд, который по плечу только мужчине. Но этот труд компенсируется творчеством, встречами с интересными авторами, работой с актерами, а главное – со зрителями. Именно зрители отдают тебе так много душевного тепла и благодарности, что вся тяжесть неженской работы становится легче».

Екатерина ЕЛАНСКАЯ, художественный руководитель театра «Сфера»

Своими словами: «Да, конечно, руководство театром – это неженское дело. Но ведь все это – ради чего-то. Мой неженский поступок – в создании театра «Сфера» «с лица необщим выраженьем». Наш театр резко отличается от других, и это принципиально. В самом названии заложен определенный смысл. Это сфера человеческого общения, и все происходит внутри этой сферы. Поэтому у нас нет ни занавеса, ни сцены.

«Театрал»: В начале 1980-х, пройдя километрами чиновничьих коридоров, добилась того, чтобы московские власти разрешили сделать в театре оригинальную конструкцию зрительного зала – зала без сцены и занавеса. Стала главным разработчиком архитектурного проекта. По тем временам любые отклонения от «типового проекта» вызывали много подозрений, расценивались как антисоветский поступок.

Тереза ДУРОВА, художественный руководитель «Театриума на Серпуховке»

Своими словами: «Лишь когда я стала руководить своим театром, поняла, что это совсем не женский поступок. Режиссерская профессия требует мужских качеств, которые нужно в себе дрессировать».

«Театрал»: Впрочем, Тереза Дурова привыкла «дрессировать» себя с детства. Чтобы ребенок рос не цирковым, родители-артисты отдали ее на попечение бабушки и дедушки в Баку. Но едва родители приехали туда на гастроли и пятилетняя Тереза увидела свою маму на манеже – сделала все для того, чтобы бабушка с дедушкой сами с радостью избавились от нее. Перестала мыться, причесываться и не давалась им в руки. Промучившись с внучкой, старики молили родителей забрать ее обратно.

Людмила РОШКОВАН, художественный руководитель театра «Человек»

Своими словами: «Женщины переживают мужские судьбы и выдерживают нечеловеческое напряжение, которое накладывает на них сама художественная профессия и условия, в которых она существует».

«Театрал»: В середине 1990-х на бесчисленных судебных заседаниях отстаивала право своего театра находиться в Хлебном переулке. Пережила множество тревожных дней, терпела клевету в свой адрес. Однако дом так и не удалось отстоять. У театра осталось лишь помещение в Скатертном переулке.

Елена КАМБУРОВА, художественный руководитель Театра музыки и поэзии

Своими словами: «Выход на сцену – вообще очень трудная вещь. Не каждая женщина это выдержит. Особенно сложно, когда в зале сидит не твоя публика. А я ведь начинала с таких авторов, как Маяковский, Окуджава, Новелла Матвеева. В советские времена публика к такому репертуару относилась достаточно отчужденно. Поэтому для того, чтобы исполнять этот репертуар, требовалось настоящее мужское мужество. Так что своим неженским поступком я считаю свой дебют на сцене. Следующий мой неженский поступок – руководство театром. Когда у меня появился свой театр, я поняла, какой это каторжный труд».

«Театрал»: Елена Антоновна – единственный худрук, который может позвонить критику после отрицательной рецензии и сказать: «Спасибо за профессиональный разбор, мы будем работать».

Приезжает за несколько часов до начала концертов, чтобы… вместе с рабочими расставлять на сцене оборудование.

В советские времена на гастролях в Финляндии, устав от постоянного надзора «искусствоведов в штатском», раздобыла плакат: Ленин – главарь банды, с факелом в руке, стоит на фоне озлобленной толпы. На фоне этого плаката и выступила перед финнами от лица советского народа. Финны намек поняли, гэбэшники ничего не заметили. Огромных усилий стоило выкрасть антисоветский плакат и привезти в Москву.

На деньги, собранные от концертов, открыла на станции метро «Менделеевская» памятник бездомной собаке, которую избила до смерти 18-летняя топ-модель.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Эта история про время, которое ломает человека»

    Валерию Зазулину 22 года. Это его первое интервью – по поводу первой в его биографии  главной роли. В начале декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля Уланбека Баялиева «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова. ...
  • «Выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек»

    Широкая популярность пришла к Алисе Фрейндлих после выхода на экраны фильма «Служебный роман», хотя театралы Ленинграда знали и любили актрису задолго до этого события. Творческий путь начинала в Театре им. Комиссаржевской, затем были Театр им. ...
  • «За жизнью ее героинь можно наблюдать бесконечно»

    У великой Алисы Фрейндлих - юбилей! Обычно я остерегаюсь называть даже самых выдающихся артистов великими — и слово обносилось от частого употребления не по делу, и, на мой взгляд, великих — единицы, даже не единицы, а один или два. ...
  • «Первая скрипка»

    «Первая скрипка» петербургской сцены. Миниатюрная и безупречно «настроенная». Она лицедействовала с малолетства, обустроив первый театр между тремя ножками рояля. Она дирижировала все симфонии и пела все оперы, стоя на табуретке у радиоточки. ...
Читайте также