Коня на скаку остановит…

 
В преддверии 8 Марта «Театрал» попросил женщин, которые руководят театрами, назвать самый неженский поступок в своей жизни
Генриетта ЯНОВСКАЯ, художественный руководитель МТЮЗа

Своими словами: «Мой самый неженский поступок, что я вышла замуж за Каму Гинкаса. Чего только не было в нашей судьбе!»

«Театрал»: В Ленинграде, в студенческие годы Гинкас и Яновская ехали в автобусе. Был час пик, страшная давка. Но вдруг один из пассажиров назвал Гинкаса жидовской мордой. В ту же секунду Генриетта сорвала с него шапку и со словами: «Ты сказал – жидовская морда?» – ударила его кулаком по лицу.

Спустя несколько лет Яновская подралась и в Новгороде. Супруги вышли из ресторана и увидели, что два молодых человека бьют третьего. Гинкас с приятелем начал осуждать дерущихся, а Генриетта в ту же секунду бросилась в драку и стала разнимать хулиганов. Вдруг один из бьющих сказал: «Гета, ты ничего не знаешь, отойди!» Кама Гинкас любит повторять: «С тех пор считается, что Гету в каждой драке знают».

Когда в 1980 году по сфабрикованному делу арестовали приятеля Гинкаса и Яновской – Константина Азадовского, – супруги решили проведать его мать. Времена были опасные: казалось, что на каждом этаже подъезда стоит гэбэшник и потому Генриетта Яновская сказала супругу: «Ты постой внизу – я поднимусь сама». А когда нужно было навестить невесту Азадовского, Генриетта Наумовна нашла способ познакомиться с начальницей женской тюрьмы: пригласила ее к себе в гости, а потом договорилась о нелегальном посещении тюрьмы.

Галина ВОЛЧЕК, художественный руководитель театра «Современник»

Своими словами: «Вся моя жизнь с 1972 года, когда ушел основатель нашего театра Олег Ефремов и когда труппа потребовала, чтобы «Современник» возглавила я, – за редким исключением один большой неженский поступок».

«Театрал»: В 1993 году во время конфликта в Театре на Таганке, Галина Волчек велела передать бунтарям, что каждый, кто хочет покинуть «Таганку», может рассчитывать на работу в «Современнике».

В числе писем, подписанных Волчек, есть и письмо в защиту директора Киевского Театра русской драмы Резниковича. Обращаясь к Ющенко, Галина Борисовна требовала защитить директора и сохранить традиции единственного в Киеве театра, где спектакли идут на русском языке.

Узнав поздним вечером, что один из деятелей культуры (с которым не была лично знакома) нуждается в срочной госпитализации, устроила его в больницу и готова была отдать свои сбережения. Подобные поступки совершала не раз.

Анна НЕРОВНАЯ, художественный руководитель театра «Бенефис»

Своими словами: «Я сначала не понимала, что руководство театром – это огромный физический труд, который по плечу только мужчине. Но этот труд компенсируется творчеством, встречами с интересными авторами, работой с актерами, а главное – со зрителями. Именно зрители отдают тебе так много душевного тепла и благодарности, что вся тяжесть неженской работы становится легче».

Екатерина ЕЛАНСКАЯ, художественный руководитель театра «Сфера»

Своими словами: «Да, конечно, руководство театром – это неженское дело. Но ведь все это – ради чего-то. Мой неженский поступок – в создании театра «Сфера» «с лица необщим выраженьем». Наш театр резко отличается от других, и это принципиально. В самом названии заложен определенный смысл. Это сфера человеческого общения, и все происходит внутри этой сферы. Поэтому у нас нет ни занавеса, ни сцены.

«Театрал»: В начале 1980-х, пройдя километрами чиновничьих коридоров, добилась того, чтобы московские власти разрешили сделать в театре оригинальную конструкцию зрительного зала – зала без сцены и занавеса. Стала главным разработчиком архитектурного проекта. По тем временам любые отклонения от «типового проекта» вызывали много подозрений, расценивались как антисоветский поступок.

Тереза ДУРОВА, художественный руководитель «Театриума на Серпуховке»

Своими словами: «Лишь когда я стала руководить своим театром, поняла, что это совсем не женский поступок. Режиссерская профессия требует мужских качеств, которые нужно в себе дрессировать».

«Театрал»: Впрочем, Тереза Дурова привыкла «дрессировать» себя с детства. Чтобы ребенок рос не цирковым, родители-артисты отдали ее на попечение бабушки и дедушки в Баку. Но едва родители приехали туда на гастроли и пятилетняя Тереза увидела свою маму на манеже – сделала все для того, чтобы бабушка с дедушкой сами с радостью избавились от нее. Перестала мыться, причесываться и не давалась им в руки. Промучившись с внучкой, старики молили родителей забрать ее обратно.

Людмила РОШКОВАН, художественный руководитель театра «Человек»

Своими словами: «Женщины переживают мужские судьбы и выдерживают нечеловеческое напряжение, которое накладывает на них сама художественная профессия и условия, в которых она существует».

«Театрал»: В середине 1990-х на бесчисленных судебных заседаниях отстаивала право своего театра находиться в Хлебном переулке. Пережила множество тревожных дней, терпела клевету в свой адрес. Однако дом так и не удалось отстоять. У театра осталось лишь помещение в Скатертном переулке.

Елена КАМБУРОВА, художественный руководитель Театра музыки и поэзии

Своими словами: «Выход на сцену – вообще очень трудная вещь. Не каждая женщина это выдержит. Особенно сложно, когда в зале сидит не твоя публика. А я ведь начинала с таких авторов, как Маяковский, Окуджава, Новелла Матвеева. В советские времена публика к такому репертуару относилась достаточно отчужденно. Поэтому для того, чтобы исполнять этот репертуар, требовалось настоящее мужское мужество. Так что своим неженским поступком я считаю свой дебют на сцене. Следующий мой неженский поступок – руководство театром. Когда у меня появился свой театр, я поняла, какой это каторжный труд».

«Театрал»: Елена Антоновна – единственный худрук, который может позвонить критику после отрицательной рецензии и сказать: «Спасибо за профессиональный разбор, мы будем работать».

Приезжает за несколько часов до начала концертов, чтобы… вместе с рабочими расставлять на сцене оборудование.

В советские времена на гастролях в Финляндии, устав от постоянного надзора «искусствоведов в штатском», раздобыла плакат: Ленин – главарь банды, с факелом в руке, стоит на фоне озлобленной толпы. На фоне этого плаката и выступила перед финнами от лица советского народа. Финны намек поняли, гэбэшники ничего не заметили. Огромных усилий стоило выкрасть антисоветский плакат и привезти в Москву.

На деньги, собранные от концертов, открыла на станции метро «Менделеевская» памятник бездомной собаке, которую избила до смерти 18-летняя топ-модель.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Олег Табаков: «Очень важно, что будет после нас»

    17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 84 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера. ...
  • Илья Лыков: «Я хотел бы сыграть с Неёловой роман»

    Илья Лыков – ведущий актер молодой труппы «Современника». За одиннадцать лет работы в театре он выпустил двадцать спектаклей, сыграв в половине из них, если не главные, то значительные роли. Семь  лет назад Илья удивил всех, явившись на сбор труппы в полтора раза худее себя прежнего, потеряв тридцать килограммов, тем самым резко скакнув из острохарактерных персонажей в герои. ...
  • Олегу Стриженову исполнилось 90 лет

    В субботу, 10 августа, известному артисту театра и кино Олегу Стриженову исполняется 90 лет. Отмечать юбилей актер планирует в кругу семьи. По словам юбиляра, он не придает большого значения круглым датам. От публичного празднования своего дня рождения Стриженов отказался уже много лет назад и по сей день следует этому решению. ...
  • Константин Богомолов: «Мне хочется, чтобы Бронная стала успешным театром»

    В четверг, 1 августа, в Театре на Малой Бронной состоялся сбор труппы, на котором Константин БОГОМОЛОВ объявил о предстоящих планах (подробнее см. репортаж «Театрала»). По окончании встречи режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
Читайте также