С бала на корабль

Музыкальный театр обратился к личной жизни Андерсена

 
Театр Станиславского и Немировича-Данченко купил «Русалочку» у знаменитого хореографа и сценографа Джона Ноймайера. Музыку сочинила бывшая россиянка, ныне европейский композитор Лера Ауэрбах. Ее партитура, подражающая одновременно Шнитке, Шостаковичу, Прокофьеву и Гаврилину – типичная для наших дней симфоническая смесь. С лирикой, громоподобными апофеозами и откровенной сатирой (цитата из «Цыпленка жареного»).
Сказать, что в спектакле много воды – в данном случае не значит критиковать: действие происходит на корабле и в океане. Сюжет сохранен, но модифицирован для взрослых. Ноймайер обратил внимание на частную жизнь Андерсена: писатель, как известно, был поражен и расстроен, когда его близкий друг решил жениться. Сказочник (в облике Поэта) стал театральным персонажем: избавляясь от стресса, Поэт сочиняет историю, героиня которой испытает любовную печаль.

Балет непрост: в нем есть текст, подтекст и третий смысл. Это притча о цене, которую приходится платить за любовь. Драма несовпадения внешнего и внутреннего. История о несправедливости судьбы. И сказка о Золушке, как бы осмысленная наоборот: героиня попадает не с корабля на бал, а с бала на корабль. В подводном царстве царит покой, там медленно «порхают» экзотические обитатели в сложном гриме и длинных штанах-хвостах. Ноймайер придумал глубокое синее марево, светящиеся волны и зыбкую, изменчивую пластику, подсмотренную в океанариуме и в японских театрах Но и Кабуки. Правда, бывают и бури, когда Морской колдун с подручными затеет свистопляску. А морская дева спасет Принца в сложном дуэте: в воде она прозрачна, и партнер ее как бы не видит.

Потом история уйдет на борт белого океанского лайнера. Там кончится праздник, и начнутся суровые будни: Поэт не даст пощады Русалочке – символу отринутого чувства. Чопорные пассажиры воспринимают героиню как забавную зверушку, и у людей идет своя жизнь: флирт молодоженов, пляска стюардов, шалости подружек невесты, бравурно-бездушный вальс гостей… Русалочка напрасно старается быть, как все: ее клаустрофобия и босоногие корчи смешаются с попытками подражать земным женщинам (то есть танцевать на пуантах). Когда Морской колдун не склонит девушку к освобождению от неудавшейся земной жизни (всего-то и нужно – убить Принца), она умрет. Поэт и его создание вместе вознесутся в звездное царство.

Красивый, мудрый, но, может быть, слишком подробный спектакль впечатляет великолепной Анной Хамзиной (Русалочка). Чтобы оценить искусство актрисы, стоит представить: ее героиня – женщина, танцующая «без ног» или с ногами, но как неуклюжая калека. Хамзина сделала все это – и намного больше. Ее Русалочка полна непреходящей прелести: и в воде, когда она похожа на морского конька, и даже на суше, когда несчастная становится сломанной куклой.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Александринке выходит новая «Баня»

    Вечером в пятницу, 13 декабря, Николай Рощин представит на основной сцене Александринского театра спектакль «Маяковский. Баня». При этом, как отмечает сам режиссер, постановка не является возобновлением спектакля, выпущенного в 2017 году на Новой сцене театра. ...
  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
Читайте также