С бала на корабль

Музыкальный театр обратился к личной жизни Андерсена

 
Театр Станиславского и Немировича-Данченко купил «Русалочку» у знаменитого хореографа и сценографа Джона Ноймайера. Музыку сочинила бывшая россиянка, ныне европейский композитор Лера Ауэрбах. Ее партитура, подражающая одновременно Шнитке, Шостаковичу, Прокофьеву и Гаврилину – типичная для наших дней симфоническая смесь. С лирикой, громоподобными апофеозами и откровенной сатирой (цитата из «Цыпленка жареного»).
Сказать, что в спектакле много воды – в данном случае не значит критиковать: действие происходит на корабле и в океане. Сюжет сохранен, но модифицирован для взрослых. Ноймайер обратил внимание на частную жизнь Андерсена: писатель, как известно, был поражен и расстроен, когда его близкий друг решил жениться. Сказочник (в облике Поэта) стал театральным персонажем: избавляясь от стресса, Поэт сочиняет историю, героиня которой испытает любовную печаль.

Балет непрост: в нем есть текст, подтекст и третий смысл. Это притча о цене, которую приходится платить за любовь. Драма несовпадения внешнего и внутреннего. История о несправедливости судьбы. И сказка о Золушке, как бы осмысленная наоборот: героиня попадает не с корабля на бал, а с бала на корабль. В подводном царстве царит покой, там медленно «порхают» экзотические обитатели в сложном гриме и длинных штанах-хвостах. Ноймайер придумал глубокое синее марево, светящиеся волны и зыбкую, изменчивую пластику, подсмотренную в океанариуме и в японских театрах Но и Кабуки. Правда, бывают и бури, когда Морской колдун с подручными затеет свистопляску. А морская дева спасет Принца в сложном дуэте: в воде она прозрачна, и партнер ее как бы не видит.

Потом история уйдет на борт белого океанского лайнера. Там кончится праздник, и начнутся суровые будни: Поэт не даст пощады Русалочке – символу отринутого чувства. Чопорные пассажиры воспринимают героиню как забавную зверушку, и у людей идет своя жизнь: флирт молодоженов, пляска стюардов, шалости подружек невесты, бравурно-бездушный вальс гостей… Русалочка напрасно старается быть, как все: ее клаустрофобия и босоногие корчи смешаются с попытками подражать земным женщинам (то есть танцевать на пуантах). Когда Морской колдун не склонит девушку к освобождению от неудавшейся земной жизни (всего-то и нужно – убить Принца), она умрет. Поэт и его создание вместе вознесутся в звездное царство.

Красивый, мудрый, но, может быть, слишком подробный спектакль впечатляет великолепной Анной Хамзиной (Русалочка). Чтобы оценить искусство актрисы, стоит представить: ее героиня – женщина, танцующая «без ног» или с ногами, но как неуклюжая калека. Хамзина сделала все это – и намного больше. Ее Русалочка полна непреходящей прелести: и в воде, когда она похожа на морского конька, и даже на суше, когда несчастная становится сломанной куклой.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин объявил планы на новый сезон

    Свой юбилейный, 75-й сезон Малый драматический театр отметит чередой премьер, а также специальным проектом «Отражения», который познакомит зрителей с постановками Льва Додина прошлых лет (каждый месяц в театре будут проходить кинопоказы старых постановок). ...
  • Евгений Миронов: «Мир вступил в эпоху перемен и потрясений»

    В новом сезоне Театр наций представит на Основной сцене пять премьер, первой из них станет спектакль «Дядя Ваня» в постановке художественного руководителя парижского театра Одеон Стефана Брауншвейга. Об этом в среду на церемонии открытия сезона 2019-2020 сообщил художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. ...
  • Выходит в свет октябрьский «Театрал»

    На страницах осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем тревожится Римас Туминас;   - как Сергей Женовач будет руководить двумя театрами;   - почему Евгений Водолазкин смотрит в будущее с оптимизмом;   - что объединяет Россию и Запад: в Москве прошли гастроли театров русского зарубежья;   - чем Владимир Машков намерен удивлять зрителей Театра Табакова;   - кого Юрий Бутусов увидел в Ибсене;   - как рассмешить Александра Ширвиндта: молодые артисты Театра сатиры о худруке;   - зачем РАМТу понадобилась еще одна новая сцена;   - о чем Светлана Немоляева никогда не забывала в театре; - что вы знаете о настоящей моде: Павел Каплевич в спецпроекте «Театрала»; - какие секреты таит закулисье Театра сатиры;   - о чем Сергей Плотов не может молчать: сатирик – гость рубрики «Поэт в России – больше, чем поэт…»; - как перестать бояться оперы и начать ходить в музыкальный театр: мастер-класс от Дмитрия Бертмана; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - как выиграть билеты в Театр им. ...
  • В Театре на Литейном готовят премьеру по Горину

    Выпускник  РГИСИ (мастерская Анатолия Праудина) режиссер Александр Серенко ставит в Санкт-Петербургском Театре на Литейном спектакль «Тот самый М.» по киносценарию Григория Горина. «Эта история про столкновение двух миров – поэтического и мещанского, - говорится в аннотации спектакля. ...
Читайте также