Цирк, да и только!

Люди и премьеры с Александром Мягченковым

 
По бокам сцены – флаги: смесь американских звездочек и российского триколора. На занавеси – два клоуна и надпись «Арена жизни». Действительно, на сценической арене и коверные с раскрашенными лицами, и велосипедисты, и жонглеры, и фокусники. Они корчат рожицы, пускают в зрителей струйки воды из бровей. За каскадом разноцветных перемещений как-то не сразу улавливается текст. Сначала возникает недоумение: почему главный герой – Сила Терентьевич (Михаил Басов) – «гэкает» с до боли знакомыми южнороссийскими интонациями Горбачева? Отчего все герои – пациенты сумасшедшего дома? Зачем доктор заведения надел вместо халата кимоно? И кто автор слов, что звучат со сцены? «Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь». «Кажется, и свободнее и легче дышать стало, а не дышится». «Даже климат супротив прежнего хуже стал». «Беда и форма рифмуется со словом реформа»…
Салтыков-Щедрин лет 70 назад был запрещен и неиздаваем. Говорят, личным указом Сталина. Углядел российский тиран в произведениях великого сатирика не просто сатиру в бровь, а прямое попадание в глаз действительности. В основе нынешнего спектакля «Арена жизни» – проза Салтыкова-Щедрина, письма и публицистика. Постановка Николая Губенко. Послушайте, неужели Михаил Евграфович 150 лет назад предугадал все речи наших политических лидеров?! Значит, и вправду история повторяется, и в России, как ты ни бейся, ничего не меняется? И все так же живем мы то ли в цирке, то ли в сумасшедшем доме?.. А на сцене театра «Содружество актеров Таганки» меж тем несется-сверкает круговерть, и откуда-то с небес, как олимпийский Мишка, спускается еще один персонаж. По фамилии Многоболтаев (Николай Губенко). «Россияне!» – протягивает он руки в зал и начинает вещать о реформах – с запахом сивухи. Дирижировать оркестром, пританцовывая. И называть власть «вольным союзом пенкоснимателей». Понятно. В первом действии угадывался Михаил Горбачев. Во втором – актер изображает Бориса Ельцина. Кого покажут нам в финале спектакля?

Когда-то легендарный, не разделенный еще на части Театр на Таганке был самым политизированным театром в стране. Прием честного, весомого слова, брошенного прямо в зал, срабатывал на все сто. Услышать правду – это было как гром среди ясного неба! Сегодня в России такая публицистическая форма политического театра мало действует на зрителя. Мы к правде привыкли, мы от нее устали? Может, надо как-то по-другому эту правду со сцены говорить?.. А в финале спектакля в главного героя, неугодного властям писателя, вонзили картонный нож. Убили понарошку. И показали кино. Нарезку документальных кадров на 10 минут – про нашу жизнь. На экране было все: и танцующие лебеди, и Борис Первый на танке, и захват «Норд-Оста», и школа в Беслане. И лодка «Курск». И взрывы домов в Каспийске и Москве. И крупным планом лица людей, искореженные горем. Вымазанные кровью и слезами. Людей, с которыми можно сделать все, что угодно. Ну да – бедная наша дорогая Россия. За что с ней так? Зрительный зал зааплодировал: «Браво». Кому адресовалась эта поддержка – спектаклю? Театру? Или самим себе? Горе легко может сделать нас смелыми. На 10 минут. А потом все возвращается на круги своя. Может, именно об этом и писал гениальный Салтыков-Щедрин?
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Этот закон угробит культуру»

    В ближайшие дни состоятся парламентские слушания законопроекта  о социальном заказе*, против которого уже выступили Союз театральных деятелей и Союз музеев. Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государтсвенным и муниципальным учреждениям культуры. ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
  • Мария Ревякина: «Кто спасёт театр от заказа?»

    Острых проблем в современном театре много (недавно «Театрал» приводил точку зрения на этот счет Валерия Фокина, Владимира Урина и Кирилла Крока). Но в числе прочих бед есть одна, которая вызывает особое опасение – стремление Минфина вывести театр за рамки бюджетного финансирования. ...
  • Александр Калягин: «Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру»

    В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Голомазов вновь ставит про любовь

    В Рижском русском театре имени Чехова в минувшую субботу состоялась премьера спектакля «Почтисчастье» в постановке Сергея Голомазова. С этим театром режиссер сотрудничает уже много лет.   «Неромантическая комедия» поставлена по пьесам современного американского актера и драматурга Джона Кариани «Love/Sick» и «Almost, Maine», каждая из которых представляет собой коллекцию отдельных эпизодов, объединенных общей темой. ...
  • В театре Покровского поставят малоизвестную оперу Моцарта

    Как сообщили в театре, премьера ранней оперы Моцарта «Луций Сулла» запланирована под занавес сезона в июле следующего года. Постановки этого произведения можно пересчитать по пальцам. В последний раз «Луций Сулла» ставили в Зальцбурге и Ганновере в 2006 году. ...
  • Девушка, которая поет

    В «Школе драматического искусства» поставили спектакль по пьесе Островского. Роль Ларисы Огудаловой сыграла одна из самых многообещающих актрис сегодняшней сцены – Мария Смольникова.    Какой актер не мечтает сыграть Гамлета. ...
  • «Мы в театре. Актеры могут меняться ролями»

    Израильский режиссер, экс-руководитель театра «Габима» (Тель-Авив) Илан Ронен приступил к репетициям спектакля «Визит старой дамы», премьера которой состоится в нынешнем сезоне в Малом театре.   – Здесь 40 персонажей, – сказал режиссер на первой читке пьесы. ...
Читайте также