Цирк, да и только!

Люди и премьеры с Александром Мягченковым

 
По бокам сцены – флаги: смесь американских звездочек и российского триколора. На занавеси – два клоуна и надпись «Арена жизни». Действительно, на сценической арене и коверные с раскрашенными лицами, и велосипедисты, и жонглеры, и фокусники. Они корчат рожицы, пускают в зрителей струйки воды из бровей. За каскадом разноцветных перемещений как-то не сразу улавливается текст. Сначала возникает недоумение: почему главный герой – Сила Терентьевич (Михаил Басов) – «гэкает» с до боли знакомыми южнороссийскими интонациями Горбачева? Отчего все герои – пациенты сумасшедшего дома? Зачем доктор заведения надел вместо халата кимоно? И кто автор слов, что звучат со сцены? «Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь». «Кажется, и свободнее и легче дышать стало, а не дышится». «Даже климат супротив прежнего хуже стал». «Беда и форма рифмуется со словом реформа»…
Салтыков-Щедрин лет 70 назад был запрещен и неиздаваем. Говорят, личным указом Сталина. Углядел российский тиран в произведениях великого сатирика не просто сатиру в бровь, а прямое попадание в глаз действительности. В основе нынешнего спектакля «Арена жизни» – проза Салтыкова-Щедрина, письма и публицистика. Постановка Николая Губенко. Послушайте, неужели Михаил Евграфович 150 лет назад предугадал все речи наших политических лидеров?! Значит, и вправду история повторяется, и в России, как ты ни бейся, ничего не меняется? И все так же живем мы то ли в цирке, то ли в сумасшедшем доме?.. А на сцене театра «Содружество актеров Таганки» меж тем несется-сверкает круговерть, и откуда-то с небес, как олимпийский Мишка, спускается еще один персонаж. По фамилии Многоболтаев (Николай Губенко). «Россияне!» – протягивает он руки в зал и начинает вещать о реформах – с запахом сивухи. Дирижировать оркестром, пританцовывая. И называть власть «вольным союзом пенкоснимателей». Понятно. В первом действии угадывался Михаил Горбачев. Во втором – актер изображает Бориса Ельцина. Кого покажут нам в финале спектакля?

Когда-то легендарный, не разделенный еще на части Театр на Таганке был самым политизированным театром в стране. Прием честного, весомого слова, брошенного прямо в зал, срабатывал на все сто. Услышать правду – это было как гром среди ясного неба! Сегодня в России такая публицистическая форма политического театра мало действует на зрителя. Мы к правде привыкли, мы от нее устали? Может, надо как-то по-другому эту правду со сцены говорить?.. А в финале спектакля в главного героя, неугодного властям писателя, вонзили картонный нож. Убили понарошку. И показали кино. Нарезку документальных кадров на 10 минут – про нашу жизнь. На экране было все: и танцующие лебеди, и Борис Первый на танке, и захват «Норд-Оста», и школа в Беслане. И лодка «Курск». И взрывы домов в Каспийске и Москве. И крупным планом лица людей, искореженные горем. Вымазанные кровью и слезами. Людей, с которыми можно сделать все, что угодно. Ну да – бедная наша дорогая Россия. За что с ней так? Зрительный зал зааплодировал: «Браво». Кому адресовалась эта поддержка – спектаклю? Театру? Или самим себе? Горе легко может сделать нас смелыми. На 10 минут. А потом все возвращается на круги своя. Может, именно об этом и писал гениальный Салтыков-Щедрин?

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Александринке выходит новая «Баня»

    Вечером в пятницу, 13 декабря, Николай Рощин представит на основной сцене Александринского театра спектакль «Маяковский. Баня». При этом, как отмечает сам режиссер, постановка не является возобновлением спектакля, выпущенного в 2017 году на Новой сцене театра. ...
  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
Читайте также