Цирк, да и только!

Люди и премьеры с Александром Мягченковым

 
По бокам сцены – флаги: смесь американских звездочек и российского триколора. На занавеси – два клоуна и надпись «Арена жизни». Действительно, на сценической арене и коверные с раскрашенными лицами, и велосипедисты, и жонглеры, и фокусники. Они корчат рожицы, пускают в зрителей струйки воды из бровей. За каскадом разноцветных перемещений как-то не сразу улавливается текст. Сначала возникает недоумение: почему главный герой – Сила Терентьевич (Михаил Басов) – «гэкает» с до боли знакомыми южнороссийскими интонациями Горбачева? Отчего все герои – пациенты сумасшедшего дома? Зачем доктор заведения надел вместо халата кимоно? И кто автор слов, что звучат со сцены? «Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь». «Кажется, и свободнее и легче дышать стало, а не дышится». «Даже климат супротив прежнего хуже стал». «Беда и форма рифмуется со словом реформа»…
Салтыков-Щедрин лет 70 назад был запрещен и неиздаваем. Говорят, личным указом Сталина. Углядел российский тиран в произведениях великого сатирика не просто сатиру в бровь, а прямое попадание в глаз действительности. В основе нынешнего спектакля «Арена жизни» – проза Салтыкова-Щедрина, письма и публицистика. Постановка Николая Губенко. Послушайте, неужели Михаил Евграфович 150 лет назад предугадал все речи наших политических лидеров?! Значит, и вправду история повторяется, и в России, как ты ни бейся, ничего не меняется? И все так же живем мы то ли в цирке, то ли в сумасшедшем доме?.. А на сцене театра «Содружество актеров Таганки» меж тем несется-сверкает круговерть, и откуда-то с небес, как олимпийский Мишка, спускается еще один персонаж. По фамилии Многоболтаев (Николай Губенко). «Россияне!» – протягивает он руки в зал и начинает вещать о реформах – с запахом сивухи. Дирижировать оркестром, пританцовывая. И называть власть «вольным союзом пенкоснимателей». Понятно. В первом действии угадывался Михаил Горбачев. Во втором – актер изображает Бориса Ельцина. Кого покажут нам в финале спектакля?

Когда-то легендарный, не разделенный еще на части Театр на Таганке был самым политизированным театром в стране. Прием честного, весомого слова, брошенного прямо в зал, срабатывал на все сто. Услышать правду – это было как гром среди ясного неба! Сегодня в России такая публицистическая форма политического театра мало действует на зрителя. Мы к правде привыкли, мы от нее устали? Может, надо как-то по-другому эту правду со сцены говорить?.. А в финале спектакля в главного героя, неугодного властям писателя, вонзили картонный нож. Убили понарошку. И показали кино. Нарезку документальных кадров на 10 минут – про нашу жизнь. На экране было все: и танцующие лебеди, и Борис Первый на танке, и захват «Норд-Оста», и школа в Беслане. И лодка «Курск». И взрывы домов в Каспийске и Москве. И крупным планом лица людей, искореженные горем. Вымазанные кровью и слезами. Людей, с которыми можно сделать все, что угодно. Ну да – бедная наша дорогая Россия. За что с ней так? Зрительный зал зааплодировал: «Браво». Кому адресовалась эта поддержка – спектаклю? Театру? Или самим себе? Горе легко может сделать нас смелыми. На 10 минут. А потом все возвращается на круги своя. Может, именно об этом и писал гениальный Салтыков-Щедрин?
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Как беспардонно склоняют на все лады его имя…»

    Получилось, может длинно и даже пафосно, чего я не люблю и боюсь. Но мне хотелось, чтобы кто-то почувствовал то, что чувствую я, когда вижу, слышу, читаю… Как беспардонно склоняют на все лады имя Кости Райкина, оскорбляя его, ставя под сомнение его искренность и личную человеческую, актерскую драму, разворачивающуюся сейчас на наших глазах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков поставил «Вишневый сад»

    В Московском Губернском театре идут репетиции спектакля «Вишневый сад» – произведения, в котором Сергей Безруков делает акцент на многолетней и безнадежной истории любви Лопахина к Раневской. Это история о любви, которую «Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше», – уточняет пресс-служба театра. ...
  • Театр Табакова выпускает спектакль по фильму Феллини

    В «Табакерке» завершаются репетиции музыкального спектакля «Ночи Кабирии», в основе которого – сюжет легендарной картины Федерико Феллини (1957). Над постановкой работают режиссеры Алена Лаптева и Янина Колесниченко. ...
  • В «АпАРТе» готовят перфоманс о Цветаевой

    27 ноября в Московском драматическом театре «АпАРТе» состоится единственный показ медиа-перфоманса, посвященный 125-летию Марины Цветаевой. – Почему перфоманс? Хотелось нестандартно подойти к такой интересной и волнующей теме, – говорит автор и режиссер спектакля Наталья Рябочкина. ...
  • Алексей Ратманский выпускает «Ромео и Джульетту»

    С 22 по 26 ноября на Новой сцене ГАБТа пройдут премьерные показы балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского, сообщает пресс-служба театра. В прошлом художественный руководитель Большого, а сегодня – хореограф Американского театра балета, Ратманский создал свой новый спектакль в классической манере: артисты будут танцевать на пуантах. ...
Читайте также