Закат буржуазности

Миндаугас Карбаускис погрузился в сложный мир капитализма

 
В российской истории не было столь могущественных и крупных бюргерских родов, насчитывающих не одно поколение, как это описано в романе «Будденброки». У нас вообще отсутствовал пафос преклонения перед буржуазностью, ее величием и основательностью. Томас Манн в своем романе «Будденброки» пропел гимн этому могущественному миру капитала, описав времена подъема и заката бюргерского рода, раскрыв трагизм целого пласта европейской цивилизации.
Московский режиссер литовского происхождения, за спиной у которого немало удачных постановок, предельно сжал, сократил историю Будденброков, сосредоточившись не на временах расцвета рода, а на его финальном падении и гибели. И даже вольно или невольно переставил акценты в повествовании, слегка осудил буржуазность, обвинив ее в пренебрежении к живым человеческим чувствам. В общем, Карбаускис поставил не совсем Томаса Манна, а современную вариацию, в которой пафос писателя значительно снижен и стерт. Это не ошибка режиссера, а отражение нашей реальности, лишенной корней, не знающей понятие «родословная». Этап нашего развития, если его и можно назвать буржуазным, отличается от той эпохи, которая описана у Томаса Манна. У нас отсутствует буржуазная этика, настоящие буржуазные законы и настоящее буржуазное величие.

Сценография Сергея Бархина создает силуэт прочного основательного дома, напоминающего лютеранскую церковь. Стены и потолок обозначены массивными деревянными бревнами. Справа стоит столь же массивный стол с крепкими и тоже массивными стульями.

В спектакле немало достойных ролей. Это в первую очередь роль Тони (Дарья Семенова), чья жизнь почти целиком проходит перед глазами зрителей. Тони в начале спектакля – юное создание в джинсах и белой маечке, которое приносит в жертву свою любовь традициям семьи. А в конце – уже немолодая одинокая женщина, пережившая два неудачных брака, последняя представительница великого рода, но уже не способная поддержать былой престиж Будденброков. Интересен также образ старшего сына Будденброков Тома (Илья Исаев), который после смерти отца изо всех сил пытается сохранить семейные ценности. У Тома, который женился на достойной девушке с хорошим приданым, как и у Тони, есть своя драма, он говорит, что его супруга слишком холодна, а значит, между ними нет подлинных любовных чувств.

Миндаугас Карбаускис в этом спектакле не похож на самого себя. Прежде про него можно было сказать, что он в каком-то смысле кинематографичен, то есть погружает героя в некую среду, и эта среда никакого отношения не имеет к реальной действительности. Она всегда как-то «передернута», наводнена чуть ли не мистикой (хотя мистику он как будто не любит), во всяком случае, наполнена чем-то запредельным, когда жизнь, к примеру, разворачивается в присутствии смерти. Когда совмещаются два мира, мир живых и мир мертвых (спектакль «Когда я умирала») или неким абсурдом, звенящим и зыбким половодьем человеческой порочности («Похождение»). В отличие от них действие «Будденброков» разворачивается при ясном свете дня. Бытие спектакля поддержено вещами, что придает всему несколько бытовое измерение.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Хотелось показать «изнанку» театра»

    На этот раз зрители попадают в театр не привычным способом – через главный вход со стороны Театральной площади, а через арку на Большой Дмитровке. Первое, что бросается в глаза при входе во двор – крошечная дощатая сцена. ...
  • БДТ готовит премьеру со Светланой Крючковой в главной роли

    Спектакль «Жизнь впереди» (по роману Ромена Гари) пополнит репертуар БДТ им. Товстоногова 19 июня. Постановка режиссера Романа Мархолиа станет очередной работой, в которой главную роль сыграет Светлана Крючкова (напомним, в ноябре 2015 году Мархолиа выпустил спектакль «Игрок» по Достоевскому, в котором народная артистка РФ играет Антониду Васильевну). ...
  • Театр post представит премьеру о музыке 70-х

    Театр post готовится представить премьеру «Два перстня» по новому тексту белорусского драматурга Павла Пряжко. Показ состоится 24 июня на площадке «Скороход» в Санкт-Петербурге, информирует сайт театра. Спектакль «Два перстня», составленный из песен советской эстрады 1970-х годов, станет своего рода приквелом другой постановки театра – «Диджей Павел», в котором звучат хиты 80-х. ...
  • Фоменки получат «Завещание Чарльза Адамса»

    На Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» 24 июня состоится премьера комедии «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер-постановщик – Олег Глушков. «Источником вдохновения для создателей спектакля стало черно-белое кино и винтажные комиксы, немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. ...
Читайте также