Закат буржуазности

Миндаугас Карбаускис погрузился в сложный мир капитализма

 
В российской истории не было столь могущественных и крупных бюргерских родов, насчитывающих не одно поколение, как это описано в романе «Будденброки». У нас вообще отсутствовал пафос преклонения перед буржуазностью, ее величием и основательностью. Томас Манн в своем романе «Будденброки» пропел гимн этому могущественному миру капитала, описав времена подъема и заката бюргерского рода, раскрыв трагизм целого пласта европейской цивилизации.
Московский режиссер литовского происхождения, за спиной у которого немало удачных постановок, предельно сжал, сократил историю Будденброков, сосредоточившись не на временах расцвета рода, а на его финальном падении и гибели. И даже вольно или невольно переставил акценты в повествовании, слегка осудил буржуазность, обвинив ее в пренебрежении к живым человеческим чувствам. В общем, Карбаускис поставил не совсем Томаса Манна, а современную вариацию, в которой пафос писателя значительно снижен и стерт. Это не ошибка режиссера, а отражение нашей реальности, лишенной корней, не знающей понятие «родословная». Этап нашего развития, если его и можно назвать буржуазным, отличается от той эпохи, которая описана у Томаса Манна. У нас отсутствует буржуазная этика, настоящие буржуазные законы и настоящее буржуазное величие.

Сценография Сергея Бархина создает силуэт прочного основательного дома, напоминающего лютеранскую церковь. Стены и потолок обозначены массивными деревянными бревнами. Справа стоит столь же массивный стол с крепкими и тоже массивными стульями.

В спектакле немало достойных ролей. Это в первую очередь роль Тони (Дарья Семенова), чья жизнь почти целиком проходит перед глазами зрителей. Тони в начале спектакля – юное создание в джинсах и белой маечке, которое приносит в жертву свою любовь традициям семьи. А в конце – уже немолодая одинокая женщина, пережившая два неудачных брака, последняя представительница великого рода, но уже не способная поддержать былой престиж Будденброков. Интересен также образ старшего сына Будденброков Тома (Илья Исаев), который после смерти отца изо всех сил пытается сохранить семейные ценности. У Тома, который женился на достойной девушке с хорошим приданым, как и у Тони, есть своя драма, он говорит, что его супруга слишком холодна, а значит, между ними нет подлинных любовных чувств.

Миндаугас Карбаускис в этом спектакле не похож на самого себя. Прежде про него можно было сказать, что он в каком-то смысле кинематографичен, то есть погружает героя в некую среду, и эта среда никакого отношения не имеет к реальной действительности. Она всегда как-то «передернута», наводнена чуть ли не мистикой (хотя мистику он как будто не любит), во всяком случае, наполнена чем-то запредельным, когда жизнь, к примеру, разворачивается в присутствии смерти. Когда совмещаются два мира, мир живых и мир мертвых (спектакль «Когда я умирала») или неким абсурдом, звенящим и зыбким половодьем человеческой порочности («Похождение»). В отличие от них действие «Будденброков» разворачивается при ясном свете дня. Бытие спектакля поддержено вещами, что придает всему несколько бытовое измерение.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
Читайте также