Закат буржуазности

Миндаугас Карбаускис погрузился в сложный мир капитализма

 
В российской истории не было столь могущественных и крупных бюргерских родов, насчитывающих не одно поколение, как это описано в романе «Будденброки». У нас вообще отсутствовал пафос преклонения перед буржуазностью, ее величием и основательностью. Томас Манн в своем романе «Будденброки» пропел гимн этому могущественному миру капитала, описав времена подъема и заката бюргерского рода, раскрыв трагизм целого пласта европейской цивилизации.
Московский режиссер литовского происхождения, за спиной у которого немало удачных постановок, предельно сжал, сократил историю Будденброков, сосредоточившись не на временах расцвета рода, а на его финальном падении и гибели. И даже вольно или невольно переставил акценты в повествовании, слегка осудил буржуазность, обвинив ее в пренебрежении к живым человеческим чувствам. В общем, Карбаускис поставил не совсем Томаса Манна, а современную вариацию, в которой пафос писателя значительно снижен и стерт. Это не ошибка режиссера, а отражение нашей реальности, лишенной корней, не знающей понятие «родословная». Этап нашего развития, если его и можно назвать буржуазным, отличается от той эпохи, которая описана у Томаса Манна. У нас отсутствует буржуазная этика, настоящие буржуазные законы и настоящее буржуазное величие.

Сценография Сергея Бархина создает силуэт прочного основательного дома, напоминающего лютеранскую церковь. Стены и потолок обозначены массивными деревянными бревнами. Справа стоит столь же массивный стол с крепкими и тоже массивными стульями.

В спектакле немало достойных ролей. Это в первую очередь роль Тони (Дарья Семенова), чья жизнь почти целиком проходит перед глазами зрителей. Тони в начале спектакля – юное создание в джинсах и белой маечке, которое приносит в жертву свою любовь традициям семьи. А в конце – уже немолодая одинокая женщина, пережившая два неудачных брака, последняя представительница великого рода, но уже не способная поддержать былой престиж Будденброков. Интересен также образ старшего сына Будденброков Тома (Илья Исаев), который после смерти отца изо всех сил пытается сохранить семейные ценности. У Тома, который женился на достойной девушке с хорошим приданым, как и у Тони, есть своя драма, он говорит, что его супруга слишком холодна, а значит, между ними нет подлинных любовных чувств.

Миндаугас Карбаускис в этом спектакле не похож на самого себя. Прежде про него можно было сказать, что он в каком-то смысле кинематографичен, то есть погружает героя в некую среду, и эта среда никакого отношения не имеет к реальной действительности. Она всегда как-то «передернута», наводнена чуть ли не мистикой (хотя мистику он как будто не любит), во всяком случае, наполнена чем-то запредельным, когда жизнь, к примеру, разворачивается в присутствии смерти. Когда совмещаются два мира, мир живых и мир мертвых (спектакль «Когда я умирала») или неким абсурдом, звенящим и зыбким половодьем человеческой порочности («Похождение»). В отличие от них действие «Будденброков» разворачивается при ясном свете дня. Бытие спектакля поддержено вещами, что придает всему несколько бытовое измерение.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Александринке выходит новая «Баня»

    Вечером в пятницу, 13 декабря, Николай Рощин представит на основной сцене Александринского театра спектакль «Маяковский. Баня». При этом, как отмечает сам режиссер, постановка не является возобновлением спектакля, выпущенного в 2017 году на Новой сцене театра. ...
  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
Читайте также