Закат буржуазности

Миндаугас Карбаускис погрузился в сложный мир капитализма

 
В российской истории не было столь могущественных и крупных бюргерских родов, насчитывающих не одно поколение, как это описано в романе «Будденброки». У нас вообще отсутствовал пафос преклонения перед буржуазностью, ее величием и основательностью. Томас Манн в своем романе «Будденброки» пропел гимн этому могущественному миру капитала, описав времена подъема и заката бюргерского рода, раскрыв трагизм целого пласта европейской цивилизации.
Московский режиссер литовского происхождения, за спиной у которого немало удачных постановок, предельно сжал, сократил историю Будденброков, сосредоточившись не на временах расцвета рода, а на его финальном падении и гибели. И даже вольно или невольно переставил акценты в повествовании, слегка осудил буржуазность, обвинив ее в пренебрежении к живым человеческим чувствам. В общем, Карбаускис поставил не совсем Томаса Манна, а современную вариацию, в которой пафос писателя значительно снижен и стерт. Это не ошибка режиссера, а отражение нашей реальности, лишенной корней, не знающей понятие «родословная». Этап нашего развития, если его и можно назвать буржуазным, отличается от той эпохи, которая описана у Томаса Манна. У нас отсутствует буржуазная этика, настоящие буржуазные законы и настоящее буржуазное величие.

Сценография Сергея Бархина создает силуэт прочного основательного дома, напоминающего лютеранскую церковь. Стены и потолок обозначены массивными деревянными бревнами. Справа стоит столь же массивный стол с крепкими и тоже массивными стульями.

В спектакле немало достойных ролей. Это в первую очередь роль Тони (Дарья Семенова), чья жизнь почти целиком проходит перед глазами зрителей. Тони в начале спектакля – юное создание в джинсах и белой маечке, которое приносит в жертву свою любовь традициям семьи. А в конце – уже немолодая одинокая женщина, пережившая два неудачных брака, последняя представительница великого рода, но уже не способная поддержать былой престиж Будденброков. Интересен также образ старшего сына Будденброков Тома (Илья Исаев), который после смерти отца изо всех сил пытается сохранить семейные ценности. У Тома, который женился на достойной девушке с хорошим приданым, как и у Тони, есть своя драма, он говорит, что его супруга слишком холодна, а значит, между ними нет подлинных любовных чувств.

Миндаугас Карбаускис в этом спектакле не похож на самого себя. Прежде про него можно было сказать, что он в каком-то смысле кинематографичен, то есть погружает героя в некую среду, и эта среда никакого отношения не имеет к реальной действительности. Она всегда как-то «передернута», наводнена чуть ли не мистикой (хотя мистику он как будто не любит), во всяком случае, наполнена чем-то запредельным, когда жизнь, к примеру, разворачивается в присутствии смерти. Когда совмещаются два мира, мир живых и мир мертвых (спектакль «Когда я умирала») или неким абсурдом, звенящим и зыбким половодьем человеческой порочности («Похождение»). В отличие от них действие «Будденброков» разворачивается при ясном свете дня. Бытие спектакля поддержено вещами, что придает всему несколько бытовое измерение.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Додин объявил планы на новый сезон

    Свой юбилейный, 75-й сезон Малый драматический театр отметит чередой премьер, а также специальным проектом «Отражения», который познакомит зрителей с постановками Льва Додина прошлых лет (каждый месяц в театре будут проходить кинопоказы старых постановок). ...
  • Евгений Миронов: «Мир вступил в эпоху перемен и потрясений»

    В новом сезоне Театр наций представит на Основной сцене пять премьер, первой из них станет спектакль «Дядя Ваня» в постановке художественного руководителя парижского театра Одеон Стефана Брауншвейга. Об этом в среду на церемонии открытия сезона 2019-2020 сообщил художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов. ...
  • Выходит в свет октябрьский «Театрал»

    На страницах осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем тревожится Римас Туминас;   - как Сергей Женовач будет руководить двумя театрами;   - почему Евгений Водолазкин смотрит в будущее с оптимизмом;   - что объединяет Россию и Запад: в Москве прошли гастроли театров русского зарубежья;   - чем Владимир Машков намерен удивлять зрителей Театра Табакова;   - кого Юрий Бутусов увидел в Ибсене;   - как рассмешить Александра Ширвиндта: молодые артисты Театра сатиры о худруке;   - зачем РАМТу понадобилась еще одна новая сцена;   - о чем Светлана Немоляева никогда не забывала в театре; - что вы знаете о настоящей моде: Павел Каплевич в спецпроекте «Театрала»; - какие секреты таит закулисье Театра сатиры;   - о чем Сергей Плотов не может молчать: сатирик – гость рубрики «Поэт в России – больше, чем поэт…»; - как перестать бояться оперы и начать ходить в музыкальный театр: мастер-класс от Дмитрия Бертмана; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - как выиграть билеты в Театр им. ...
  • В Театре на Литейном готовят премьеру по Горину

    Выпускник  РГИСИ (мастерская Анатолия Праудина) режиссер Александр Серенко ставит в Санкт-Петербургском Театре на Литейном спектакль «Тот самый М.» по киносценарию Григория Горина. «Эта история про столкновение двух миров – поэтического и мещанского, - говорится в аннотации спектакля. ...
Читайте также