Театральный телеграф

 
«Дети солнца» возвращаются в Малый театр

На сцену Малого театра после продолжительной болезни снова выйдет артист Василий Бочкарев (на фото). В феврале он исполнил уже роль Прибыткова в спектакле «Последняя жертва» А.Н. Островского. Актер заболел пять месяцев назад и не играл с начала сезона. Из шести спектаклей, в которых у Василия Ивановича центральные роли, были временно сняты из репертуара четыре – это «Царь Борис», «Мнимый больной», «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Дети солнца». Еще в двух спектаклях («Любовный круг» и «Последняя жертва») на его роли были введены замены. В марте в репертуар вернутся «Дети солнца» и «Правда хорошо, а счастье лучше». На протяжении долгих месяцев болезни зрители писали актеру слова поддержки на его официальном сайте, интересовались состоянием здоровья. И эта любовь, безусловно, стала для него мощным стимулом победить болезнь.

От Гаваны до Лондона

Американский балетный театр (АБТ), лучшая классическая труппа США, в марте выступит в Москве. Показы в Большом театре входят в мировой гастрольный тур коллектива, в этом сезоне кочующего от Гаваны до Лондона. Одновременно это часть программы московского музыкального фестиваля «Неделя Мстислава Ростроповича», организованного его дочерью Ольгой. Любителей балета ожидает много интересного: ведь АБТ не выступал в Москве с 1960 года. Балет мало известного у нас Бенджамина Милльпье (хореографа фильма «Черный лебедь») привезут сразу после премьеры в Нью-Йорке. С постановкой Алексея Ратманского «Семь сонат» на музыку Скарлатти российские зрители тоже незнакомы: бывший худрук балета Большого театра принял рабочее приглашение АБТ и поставил спектакль уже в Штатах. Рецензенты писали, что танец «Сонат» полон драматизма и юмора, он «дышит, вздыхает, берет паузы и, смеясь, убегает». Знаком россиянам 25-минутный балет Джорджа Баланчина «Тема с вариациями»: бессюжетная постановка на музыку Чайковского идет в Мариинском театре. Виртуозное па-де-де для балерины и солиста (тема) перемежается здесь с вариациями отточенного кордебалета. И наконец, спектакль Джерома Роббинса Fancy Free, сюжет которого прост – моряки в увольнении ищут развлечений и внимания девушек. Название бытовой комедии с музыкой Бернстайна переводят по-разному: «Полет воображения», «Свободны, как ветер». В нашей стране балет знают как «Матросы на берегу».

Театральные деятели против реформы художественного образования

Новая редакция закона «Об образовании» вызвала бурную полемику в среде театральных деятелей. Дело в том, что один из пунктов закона разрешает начинать профессиональное образование только в 15-летнем возрасте (то есть после окончания девяти классов). Получается, что в эту схему не вписывается целый ряд театральных профессий, ведь профессиональное обучение музыке или балету следует начинать в 7–10 лет, когда еще можно «поставить» руки-ноги-плечи. Но помимо того, грядущий закон таит и другую опасность: из типологии высшей школы исключается понятие академии. Это значит, что вузы, которые сейчас являются академиями, по новому закону могут стать институтами. А такой статус не предполагает ни аспирантуру-магистратуру, ни возможность готовить собственные преподавательские кадры, ни разрабатывать учебные пособия и методическую литературу (этим могут заниматься только университеты). Этот пункт закона вызвал особое беспокойство в бывшем ГИТИСе, который уже 20 лет является Российской академией театрального искусства. «Наш вуз заслуживает права быть университетом хотя бы потому, что готовит чуть ли не все театральные специальности, – сказал «Театралу» завкафедрой истории зарубежного театра РАТИ Алексей Бартошевич. – Если ГИТИС станет институтом, то у него не будет возможности готовить педагогические кадры. А если их не будет готовить наш вуз, то кто? Это для меня загадка». Свои предложения по поводу усовершенствования закона деятели культуры высказывали во время общественных обсуждений. Рекомендации находятся на рассмотрении в Госдуме.

«Человек» сидит на чемоданах

Театр «Человек» получил приказ Департамента культуры Москвы, в котором сказано, что коллективу следует прекратить свою творческую деятельность, поскольку здание по Скатертному переулку находится в аварийном состоянии. Теперь театр, лишенный помещения, не знает, где ему разместить свое имущество и где (пусть даже временно) играть спектакли.

В здании по Скатертному переулку, 23, театр «Человек» находился с 1980-х годов. Именно здесь коллектив под руководством Людмилы Рошкован играл спектакли, отсюда он выезжал за границу и привозил восторженные отзывы европейской публики. Вообще, он всегда выделялся на фоне других своей серьезной, несуетной позицией, не гнался за дешевым успехом, играл маститых авторов и никогда не был связан ни с каким скандалом, на которые так падок театральный мир. В 1990-е годы театр лишился помещения в Хлебном переулке. Бесконечные суды и попытки отстоять свое право успеха не принесли. Это было во времена Лужкова. В итоге у театра осталось лишь здание по Скатертному переулку – бывшая конюшня, которую не ремонтировали с дореволюционных времен. Когда номер готовился к печати, велись разговоры о сроках капитального ремонта. Но, как сказала «Театралу» Людмила Рошкован, «этот ремонт неизвестно когда начнется и когда закончится, а за это время театр умрет». В феврале Людмила Рошкован встретилась с председателем СТД Александром Калягиным, который обещал обратиться к главе Департамента культуры Москвы Сергею Худякову и тем самым способствовать решению вопроса. Отметим, что Департамент культуры, выпустивший приказ о приостановке деятельности театра «Человек», дал при этом театру деньги на очередную премьеру. Это отрадный факт. Но пока непонятно, где репетировать и играть эту премьеру…

Артисты почтили память Анны Яблонской, погибшей в «Домодедово»

В память о драматурге Анне Яблонской, погибшей во время теракта в «Домодедово», три российских театра (московская «Практика», пермская «Сцена-Молот» и глазовский «Парафраз») начали в феврале серию показов спектакля «Где-то и около» – по самой популярной пьесе Анны. Драматург родилась и жила в Одессе, 24 января прилетела в Москву – получать награду журнала «Искусство кино», однако на церемонию вручения уже не попала. Средства от сыгранных спектаклей направлены семье Анны. У нее осталась трехлетняя дочь. Яблонская считалась одной из самых талантливых представительницей «новой драмы». Автор пьес «Видеокамера», «Выход к морю», «Дюймовочка и мотылек», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги» и многих других, отмеченных престижными литературными премиями.

Зрители решают, кто станет «Звездой Театрала»

На сайте журнала «Театрал» (www.teatral-online.ru) мы предложили нашим читателям называть интересные театральные работы этого сезона, а осенью (путем народного голосования) подведем итоги – читатели определят, кто из артистов и режиссеров получит «Звезду Театрала». Вручение ежегодной премии пройдет в декабре 2011 года в Центральном доме актера. Прием читательских мнений уже начался. Напомним, что «Звезда Театрала» – это единственная премия в России, где победителя определяют сами зрители. Благодаря такой «обратной связи» у театральной публики есть возможность отблагодарить своего кумира, открывшего с театральных подмостков новые миры и сильные чувства. Приятно увидеть в списке номинантов, а тем более лауреатов, актера или актрису, которые подарили тебе минуты театрального счастья, неожиданного человеческого прозрения, заставили задуматься или даже расплакаться от избытка чувств. В минувшие годы лауреатами «Звезды Театрала» становились Петр Фоменко и Лев Додин, Лия Ахеджакова и Мария Миронова, Валентин Гафт и Александр Ширвиндт, Элина Быстрицкая и Мария Миронова, Сергей Гармаш и Олег Басилашвили… А некоторые, получая награду, делали и сенсационные заявления. Так, в частности, Юрий Любимов в декабре минувшего года заявил о своей отставке (история наделала много шума, и легендарного режиссера чиновники вскоре уговорили остаться) или Марат Башаров признался Юрию Соломину, что со студенческих лет мечтает работать в Малом театре. Кто станет лауреатом этого года? На этот вопрос мы ждем ответов от наших читателей. Театральным деятелям, победившим в голосовании, достанутся фарфоровые статуэтки, разработанные для «Звезды Театрала» знаменитым итальянским дизайнером Фабрицио Сманиа. Статуэтки изготовлены мастерами старейшей чешской мануфактуры Rudolf Kampf: мим держит в руках звезду, покрытую слоем 24-каратного золота.

Солисты Мариинки соревновались за «Грэмми» наравне с Ходорковским

Главную музыкальную премию мира (в номинации «Лучший классический альбом») получили солисты Мариинского театра – супруги Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина за запись альбома «Реквием» Верди. Кроме того, «Реквием» получил награду и в номинации «Лучшее хоровое исполнение», поскольку работа велась совместно с симфоническим оркестром и хором Чикаго под управлением Рикардо Мути. На американскую премию номинировали и симфонию №4 эстонского композитора Арво Пярта. Интрига заключалась в том, что симфония посвящена… Михаилу Ходорковскому. На церемонии присутствовал сын опального олигарха, но уехал без статуэтки.

«Когда ты мне купишь новую юбку?»

Театральный музей Бахрушина посвятил экспозицию 100-летию Марии Мироновой и 70-летию Андрея Миронова. Как сказал на открытии выставки театровед Борис Поюровский: «Когда прозвучали эти цифры, я не смог поверить. Андрей ушел в 46, и дата 70-летия мне кажется неправдоподобной. Уже выросли поколения, которые никогда не видели его на сцене. Но есть кинематограф, где Андрею уготована жизнь в вечности». Одноклассник Андрея Миронова, профессор МАДИ Леонид Маковский, вспомнил такой эпизод из школьной жизни: «В 1948 году мамы привели нас с Андреем в первый класс. Несколько раз я от страха случайно хватался за юбку Марии Владимировны. И пятьдесят лет спустя она шутила: «Когда же ты мне купишь новую юбку?» Затем слово взяла Лариса Голубкина: «Актеру создать семью безумно сложно. А Мария Владимировна, несмотря на все разъезды и гастроли, ее создала. У нас в театре артисты могли нарезать селедку на газете, поставить водку и встретить Новый год. А Мария Владимировна феерически оформляла стол. Со всех гастролей родители присылали сынку открыточки, которые он хранил в коробке и часто перебирал, сидя дома с нянькой. Когда купили телевизор, на просмотр он приглашал дворника и лифтершу. Так и смотрели первые телепередачи: Андрюша, нянька, лифтерша и дворник…» Выставку назвали «Дела семейные» – как назывался популярный спектакль Мироновой–Менакера и их «Театра двух актеров», с которым они объездили всю страну.

Артистам «Современника» запретили курить

Британская «Таймс» написала о выступлении «Современника» в Лондоне: «Самые блистательные русские гастроли за последние годы!» Ажиотаж вокруг приезда московского театра разгорелся еще за несколько недель, когда билеты в кассах были раскуплены, а их стоимость у перекупщиков достигла 230 фунтов стерлингов (11 тыс. рублей). Специально для студентов руководство театра выделило верхний ярус, льготные билеты на который продавались всего по 7 фунтов (330 рублей). В столице Англии «Современник» сыграл «Три сестры», «Вишневый сад», а также свой легендарный «Крутой маршрут» по роману Евгении Гинзбург. Поездке предшествовал случай, произошедший на юге Франции: предприниматель Роман Абрамович увидел на улице Валентина Гафта, подошел к нему и просто сказал: «А я вас знаю. Давайте познакомимся». Итогом их беседы, к которой присоединилась и Галина Волчек, стали гастроли, полностью профинансированные олигархом. Выступления проходили на сцене театра «Ноэль Коугард», к которой артисты привыкли быстро, несмотря на то что она меньше московской. Труднее для многих оказался запрет на курение в театре. Но Галина Волчек, которую британская пресса окрестила «непрерывно закуривающей гранд-дамой русского театра», преодолела вредную привычку. На спектаклях побывали знаковые фигуры «русского» Лондона: Роман Абрамович, Андрей Аршавин, Евгений Лебедев и облаченный в каракулевую папаху Ахмед Закаев. Одно из представлений «Трех сестер» посетили гордость Британии – драматург сэр Том Стоппард и известный театральный режиссер Питер Холл, основатель Королевской шекспировской компании. Театр вернулся в Москву в начале февраля. Гастроли прошли при полных аншлагах и собрали восторженные отклики британской прессы.

Бунтующая «Маяковка»

Артисты Театра Маяковского написали своему художественному руководителю Сергею Арцибашеву письмо и потребовали его отставки. В числе претензий – утрата доверия, а также ряд жалоб на творческую и хозяйственно-административную деятельность режиссера. Арцибашев, не ответив на претензии, лег в больницу. Администрация театра не сообщила журналистам и подробности письма. Но когда номер подписывался к печати, в театре был объявлен сбор труппы, артисты ожидали официальной встречи с руководством (детали этого конфликта читайте в следующем номере «Театрала» или в режиме онлайн на сайте www.teatral-online.ru). Впрочем, как выяснил «Театрал», Сергей Арцибашев ответил отказом на приглашение прийти на внеочередной сбор труппы.

Бабочки среди зимы

Постановкой моноспектакля «Зачарованный смертью» по роману Юкио Мисима «Исповедь маски» отметил свое 45-летие Владислав Демченко (ведущий актер Театра Рубена Симонова). Это автобиографический роман о внутреннем мире болезненного подростка с массой различных комплексов, познающего мир через свои чувства. По ходу действия актер превращается то в Смерть, то в гейшу, то в пылкого юношу. И все это – при минимальном реквизите. Осенние листья и снегопад появляются из чемодана, бабочки (олицетворяют душу человека) вылетают из коробки, «оживает» белоснежная рубашка, висящая на бельевой веревке.

Евгения Леонова «увековечили»

Руководитель одного из предприятий города Экибастуз (Казахстан) осуществил свою давнюю мечту – у входа на предприятие он установил скульптуру Евгения Леонова в образе Доцента из «Джентльменов удачи». Руководителя особо вдохновил эпизод, в котором артист стоит с поднятой вверх рукой, а его пальцы сложены в виде «козы» (в фильме при этом жесте герой Леонова произносит известную фразу: «Пасть порву, моргалы выколю»). Памятник выполнили из гипса местные скульпторы – наподобие того, что установлен в Москве (на фото).

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также