Монстры, алле!

 
В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре – премьера. Новая программа называется «Остров монстров» и повествует о морском путешествии.

Зал оформлен под старинный бриг: знаменитая, мигающая лампочками лестница ведет к стилизованной корме с большим штурвалом. Многочисленные нити страховки, оплетающие пространство над ареной, становятся мачтами и парусами, а сама арена – палубой. Островные жители демонстрируют путешествующим морским клоунам свои умения.

Нужно сразу сказать: цирк не консервируется, не останавливается в своем развитии. Не гонясь за модой, он естественным образом вбирает в себя то, что предлагает сегодняшняя индустрия зрелищ и развлечений. К примеру, институт униформистов, за секунды менявших на арене реквизит и вновь двумя шеренгами замиравших у прохода, потерян. Примета старого цирка ушла. В миг полного затемнения обстановка меняется как бы сама собой. Во мраке появляется большой экран с лазерными лучами. Цирковое пространство – древняя театральная чаша – будто специально предназначено для лазерной игры. Разноцветные веера и стрелы пронизывают пространство, наполняя его невиданными доселе плоскостями.

А роль шпрехшталмейстера, инспектора манежа, исполняют клоуны группы «Микос», не только заполняя паузы в представлении, но и смысловыми мостиками соединяя номера. Именно они первыми появляются на арене, втягивая публику в диалог, заставляя пришедших включиться в игру и воспринимать происходящее так, как воспринимают дети – живо и непосредственно.

Следом за клоунами на арене появляются попугаи. Дрессировать птиц сложнее всего, и то, что выделывают крупные крылатые подопечные дрессировщика, – настоящее искусство. Они ездят на велосипедиках, танцуют, даже ходят задом наперед – а этому научить животное вообще чрезвычайно трудно. Зверей в программе не очень много – помимо попугаев есть еще три обезьяны. У них номер с переодеванием: меняя костюмы, они пляшут то лезгинку, то русскую плясовую – классический номер, никогда не устаревающий и пользующийся успехом у публики.

Но вообще программа «Остров монстров» – это торжество человеческого тела. Тут и жонглер с белыми кольцами, будто магнитом притянутыми к рукам, и шоу-балет «Фаворит». А в основной части представления внимание зрителей отдано акробатам и гимнастам. Подкидная доска – длинная и гибкая – в руках двоих, а третий, взмывая в воздух и совершая в полете отточенный кульбит, приземляется подошвами мягких сапожек ровно в центр доски, отмеченный белым крестом. Группа акробатов работает на батуте: почти механистический синхрон движений – залог успеха, и кажется, никаких трудов не стоят эти полеты артистам. Но достаточно взглянуть на страхующих партнеров, чтобы понять, как опасно и сложно то, что происходит на батутной сетке. Взрослые зрители не дышат, дети забывают о купленных в антракте брызгалках и пищалках: на арене – воздушные гимнасты. На четырех полиспастах растянута страховочная сетка. Четыре трапеции. Веревочные лестницы. И – головокружительный, сложнейший номер. Они мчатся в воздухе беззаконными кометами, встречаясь в определенной точке и ухватывая друг друга за запястья, образуя гроздья напряженных мышц. Белые облачка магнезии, короткие «Ап!». Срыв, маленькая неудача – гимнаст летит в сетку, заставляя зал ахнуть, но тут же вновь взбирается на трапецию и верно повторяет трюк. В финале номера артист освобождает запястье от страхующей петли и… в свободном падении птицей, камнем, стрелой, успевая сделать несколько сальто в воздухе, ложится в сетку.

«Остров монстров» превращается в самую что ни на есть прекрасную и гармоничную картину. Монстров нет. Есть только красивые и талантливые люди. И звери тоже.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем «Репертуаре…»

    Под занавес года Библиотека искусств (РГБИ) совместно с Национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой (СПбГТБ) выпустила второй том масштабного библиографического указателя «Репертуар русской драмы» (всего запланировано 5 томов). ...
Читайте также