Хармс в подвале

 
Маленький «атомный» городок Челябинской области всего с двумя театрами становится активным театральным центром региона. Именно здесь возродили традицию театральных бирж в стране, здесь провели первую «Ночь в театре», здесь планируется проводить российский фестиваль современной драматургии.
Такая активность местных театров с некоторых пор доставляет маленькому городу Озерск большие хлопоты: город закрыт для въезда посторонних жителей, считаясь секретным из-за расположенного здесь ядерного комбината «Маяк». Неуемная деятельность двух озерских театров – кукольного «Золотой петушок» и драматического «Наш дом» – требует на каждого из сотен приезжающих в театры гостей оформлять специальные пропуска.

– Мы без тебя дальше не поедем,– переговариваются через турникет на контрольно-пропускном пункте при въезде в Озерск артисты челябинского Камерного театра. Они везут в Озерск маленький спектакль для проекта «Ночь в театре», но у одного из актеров в пропуске вписано другое отчество, из-за чего под вопросом участие всей труппы в ночном проекте. Ни войти, ни выйти из города Озерск невозможно без соблюдения строгих формальностей.

При этом, как ни парадоксально, закрытый «атомный» городок в Челябинской области становится самым открытым. По количеству оригинальных идей и уровню творческих претензий маленький провинциальный город с двумя театрами стремится опередить региональный центр – Челябинск, где постепенно урезается финансирование театральных проектов, приводя к сокращению числа областных фестивалей.

Никаких особенных амбиций у озерского драматического театра «Наш дом» до сих не было. Попасть бы в афишу регионального фестиваля, съездить бы еще на пару смотров такого же уровня – и задача выполнена. Позиция комфортная для руководства, но она с течением времени привела к тому, что театр начал терять и зрителей, и спонсоров. Меняться ситуация в театре начала, когда в нем сменилось руководство.

– У города Озерск высокий потенциал интеллигентности, – объясняет Владимир Кулик, директор «Нашего дома», возглавивший проблемный театр меньше года назад. – У нас из 90 тысяч населения 25 процентов ходят в театр, других развлечений в городе мало. Но ситуация была такова, что зрители выходили с премьеры со словами: «Мы сюда больше не придем!». Теперь нам надо вернуть веру зрителей в театр.

Владимир Кулик для начала уволил главного режиссера, снял с репертуара 13 спектаклей, которые уж совсем «нельзя смотреть», и за первую половину сезона инициировал постановку четырех премьер.

Помимо премьер, театр «Наш дом» решился и на большую промо-акцию. «Ночь в театре» – конечно, не изобретение креативного руководства провинциального театра, «Ночи в театре» проходили и в московских театрах, и в Хабаровске, и в Томске. Но до сих пор «Ночь» проводили двумя способами: либо приглашали профессиональные театры, которые играли нон-стоп на одной стационарной сцене, либо программа ограничивалась концертно-капустными номерами, допустим, в театральном фойе. Озерский театр решил эту идею развить и углубить: на свою «Ночь в театре» он пригласил 12 профессиональных коллективов со всего Урала и предоставил им в качестве сценической площадки весь театр – и фойе, и трюм, и декорационные ангары, и чердаки, и просто лестничные пролеты. Жанр обозначили как «фестиваль альтернативных театральных форм».

Интеллигентный зритель «атомного» города Озерск – это в том числе дамы в бархате, с декольте, многоярусными прическами и на шпильках, под руку с кавалерами в парадных костюмах. Они шли на первый «фестиваль альтернативных форм» – и вот их взяли под локотки и препроводили в подвал, по крутым узким лестницам, где публике пришлось пробираться на полусогнутых ногах под огромными трубами теплосетей. В подвале «давали» «Дворников, иногда выходящих на сцену» по рассказу Хармса. На мансарде – нижнетагильский Театр драмы представлял актерские откровения в проекте «Апарте», в декорационном ангаре уже в разгаре «Брачная ночь» от дамского коллектива челябинского Театра кукол. А под лестницей – программа «Под куполом» в исполнении трио «Трое», из театра-хозяина «Наш дом». Трио пело очаровательные романсы под гитару, при полной темноте, разбавляемой светом свечей.

«Ночь в театре» в озерском «Нашем доме» прошла для первого раза очень складно. Ее организаторы объясняют – успели натренироваться. Первые «тренировки» для директора театра «Наш дом» Владимира Кулика прошли четыре года назад, правда, в другом театре – в озерском же кукольном театре «Золотой петушок». Будучи в то время его директором, Кулик вместе с тогдашним худруком театра кукол Натальей Шимкевич решил возродить чрезвычайно полезную традицию – проведения театральных бирж.

– Сто лет назад театральные биржи существовали, к примеру, в Москве, – говорит Кулик. – Но потом они закрылись. Мы первыми провели театральную биржу в современной России, в 2006 году, к нам на «Дип-студию» приехали выпускники-кукольники со своими дипломными спектаклями. Их работы смотрели директора и режиссеры разных театров, чтобы затем пригласить самых талантливых ребят – или весь курс сразу – работать в свой театр.

Идею проведения ежегодных театральных бирж, по словам Кулика, быстро подхватили в Москве и Ярославле. Однако концепция «Дип-студии» в Озерске – не ориентироваться на столичных студентов-дипломников, которые любыми путями постараются найти работу в Москве или Санкт-Петербурге, а приглашать на смотр выпускников именно провинциальных вузов, если считать провинцией Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Пермь и другие российские города. Итогом четвертой «Дип-студии» стало пять контрактов, которые были заключены разными театрами с выпускниками.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Ученики Семена Спивака объединятся на фестивале

    Фестиваль «Мастерская Спивака» пройдет в Санкт-Петербурге с 24 сентября по 1 октября. Этим событием Молодежный театр на Фонтанке и другие коллективы отметят 25-летний юбилей существования в РГИСИ актерско-режиссерской мастерской режиссера и педагога Семена Спивака. ...
  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
Читайте также