Хармс в подвале

 
Маленький «атомный» городок Челябинской области всего с двумя театрами становится активным театральным центром региона. Именно здесь возродили традицию театральных бирж в стране, здесь провели первую «Ночь в театре», здесь планируется проводить российский фестиваль современной драматургии.
Такая активность местных театров с некоторых пор доставляет маленькому городу Озерск большие хлопоты: город закрыт для въезда посторонних жителей, считаясь секретным из-за расположенного здесь ядерного комбината «Маяк». Неуемная деятельность двух озерских театров – кукольного «Золотой петушок» и драматического «Наш дом» – требует на каждого из сотен приезжающих в театры гостей оформлять специальные пропуска.

– Мы без тебя дальше не поедем,– переговариваются через турникет на контрольно-пропускном пункте при въезде в Озерск артисты челябинского Камерного театра. Они везут в Озерск маленький спектакль для проекта «Ночь в театре», но у одного из актеров в пропуске вписано другое отчество, из-за чего под вопросом участие всей труппы в ночном проекте. Ни войти, ни выйти из города Озерск невозможно без соблюдения строгих формальностей.

При этом, как ни парадоксально, закрытый «атомный» городок в Челябинской области становится самым открытым. По количеству оригинальных идей и уровню творческих претензий маленький провинциальный город с двумя театрами стремится опередить региональный центр – Челябинск, где постепенно урезается финансирование театральных проектов, приводя к сокращению числа областных фестивалей.

Никаких особенных амбиций у озерского драматического театра «Наш дом» до сих не было. Попасть бы в афишу регионального фестиваля, съездить бы еще на пару смотров такого же уровня – и задача выполнена. Позиция комфортная для руководства, но она с течением времени привела к тому, что театр начал терять и зрителей, и спонсоров. Меняться ситуация в театре начала, когда в нем сменилось руководство.

– У города Озерск высокий потенциал интеллигентности, – объясняет Владимир Кулик, директор «Нашего дома», возглавивший проблемный театр меньше года назад. – У нас из 90 тысяч населения 25 процентов ходят в театр, других развлечений в городе мало. Но ситуация была такова, что зрители выходили с премьеры со словами: «Мы сюда больше не придем!». Теперь нам надо вернуть веру зрителей в театр.

Владимир Кулик для начала уволил главного режиссера, снял с репертуара 13 спектаклей, которые уж совсем «нельзя смотреть», и за первую половину сезона инициировал постановку четырех премьер.

Помимо премьер, театр «Наш дом» решился и на большую промо-акцию. «Ночь в театре» – конечно, не изобретение креативного руководства провинциального театра, «Ночи в театре» проходили и в московских театрах, и в Хабаровске, и в Томске. Но до сих пор «Ночь» проводили двумя способами: либо приглашали профессиональные театры, которые играли нон-стоп на одной стационарной сцене, либо программа ограничивалась концертно-капустными номерами, допустим, в театральном фойе. Озерский театр решил эту идею развить и углубить: на свою «Ночь в театре» он пригласил 12 профессиональных коллективов со всего Урала и предоставил им в качестве сценической площадки весь театр – и фойе, и трюм, и декорационные ангары, и чердаки, и просто лестничные пролеты. Жанр обозначили как «фестиваль альтернативных театральных форм».

Интеллигентный зритель «атомного» города Озерск – это в том числе дамы в бархате, с декольте, многоярусными прическами и на шпильках, под руку с кавалерами в парадных костюмах. Они шли на первый «фестиваль альтернативных форм» – и вот их взяли под локотки и препроводили в подвал, по крутым узким лестницам, где публике пришлось пробираться на полусогнутых ногах под огромными трубами теплосетей. В подвале «давали» «Дворников, иногда выходящих на сцену» по рассказу Хармса. На мансарде – нижнетагильский Театр драмы представлял актерские откровения в проекте «Апарте», в декорационном ангаре уже в разгаре «Брачная ночь» от дамского коллектива челябинского Театра кукол. А под лестницей – программа «Под куполом» в исполнении трио «Трое», из театра-хозяина «Наш дом». Трио пело очаровательные романсы под гитару, при полной темноте, разбавляемой светом свечей.

«Ночь в театре» в озерском «Нашем доме» прошла для первого раза очень складно. Ее организаторы объясняют – успели натренироваться. Первые «тренировки» для директора театра «Наш дом» Владимира Кулика прошли четыре года назад, правда, в другом театре – в озерском же кукольном театре «Золотой петушок». Будучи в то время его директором, Кулик вместе с тогдашним худруком театра кукол Натальей Шимкевич решил возродить чрезвычайно полезную традицию – проведения театральных бирж.

– Сто лет назад театральные биржи существовали, к примеру, в Москве, – говорит Кулик. – Но потом они закрылись. Мы первыми провели театральную биржу в современной России, в 2006 году, к нам на «Дип-студию» приехали выпускники-кукольники со своими дипломными спектаклями. Их работы смотрели директора и режиссеры разных театров, чтобы затем пригласить самых талантливых ребят – или весь курс сразу – работать в свой театр.

Идею проведения ежегодных театральных бирж, по словам Кулика, быстро подхватили в Москве и Ярославле. Однако концепция «Дип-студии» в Озерске – не ориентироваться на столичных студентов-дипломников, которые любыми путями постараются найти работу в Москве или Санкт-Петербурге, а приглашать на смотр выпускников именно провинциальных вузов, если считать провинцией Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Пермь и другие российские города. Итогом четвертой «Дип-студии» стало пять контрактов, которые были заключены разными театрами с выпускниками.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • Художник, будь человеком!

    Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.   Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. ...
  • Театр на Васильевском запускает свой «LOFT»

    С 10 по 26 апреля в Санкт-Петербурге пройдет Международный фестиваль театров «LOFT» – фестиваль, который является правопреемником фестиваля «Всеволожская весна» (проводился до 2018 года). «Известно, что в современном прочтении одно из значений термина «лофт» – это открытое арт-пространство, для творческих людей лофт – это стиль без строгих рамок и границ, – пояснили «Театралу» в пресс-службе театра. ...
  • «Русские сезоны» - 2020 пройдут в Париже

    Международный культурный фестиваль «Русские сезоны» 2020 года пройдет во Франции с особым размахом. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский во время рабочей встречи с Министром культуры Французской Республики Франком Ристером в Париже. ...
  • В Гаване открылся Центр сохранения наследия Хемингуэя

    В субботу, 30 марта, на окраине Гаваны открылся Центр реставрации и хранения работ и документов, оставленных на острове писателем Эрнестом Хемингуэем.   Мастерская по восстановлению документов, расположенная рядом с домом-музеем нобелевского лауреата, насчитывает несколько лабораторий и хранилищ с разным уровнем влажности и системами поддержания особого температурного режима. ...
Читайте также