Борис Мильграм

«Не хочется терять надежду»

 
– Почему вы все-таки уехали из Москвы? Ведь дела там у вас складывались вполне успешно?

– Я устал существовать на территории отдельного спектакля, что мне долгое время казалось естественным и правильным. Ведь я уехал из Перми в 91-м году, отказавшись от своего театра. Спектакли в Москве у меня получались. Апогеем была «Овечка». Но итогом московской жизни стал спектакль «Воскресение Лазаря» по «Преступлению и наказанию» Достоевского. Это была для меня очень значимая работа. Одна из моих самых любимых. Она показала, как можно мыслить в театре и как им можно воздействовать. Но этому спектаклю не нашлось места на чужих площадках. И я стал искать театр.

Мне было понятно также и то, что театры в нашей стране находятся в удручающем состоянии. На периферии театры замучены, не востребованы, не ангажированы. В Москве все наоборот – ангажированы, но там присутствует очень сильная коммерческая доминанта, и она захлестывает основную часть театральной продукции. Это не значит, что того театра, который мне нравится, в Москве нет. Он есть, но это все-таки отдельные островки. А мне не хотелось оставлять надежду, что театр может сохраниться в нашей стране. Настоящий театр. Поэтому сколько смогу, столько буду его пропагандировать и стараться сохранить в том качестве, которое в нем всегда было и которое все еще не окончательно утеряно.

– И что это за качество?

– Прежде всего – художественность. Такой театр размышляет о высочайших проблемах человеческого существования, жизни и смерти, Боге, вере. Русская природа не может обходиться без Бога, без света. Театр всегда восполнял эту потребность. Мы никогда не будем хорошо жить, но мы всегда будем высоко мыслить и красиво мечтать.

– А вам не кажется, что областные власти, которые вас сюда пригласили, не очень отчетливо представляют себе то, о чем вы сейчас говорите? И им безразличны рассуждения о высоких и тонких чувствах, о Боге, то есть обо всем том, что волнует творческих людей?

– Я не уверен, что прагматичные люди из бизнеса, которые приходят сейчас к власти, понимают все тонкости этого дела. Но у них хорошие, светлые мозги, и они вполне адекватно действуют. А наша роль – тех, кто занимается искусством и творчеством и кто в этом что-то смыслит – шаг за шагом прививать им вкус и понимание, и не на словах, а на практике.

– Первое, что вы сделали, заняв пост художественного руководителя, это пригласили на постановки хороших режиссеров из Москвы и Петербурга. Это принципиальная позиция – создавать открытый театр?

– Я хотел бы, чтоб здесь было театральное пространство, где можно было бы существовать разным режиссерам, именно режиссерам. Тем, кто умеет работать с актерами. Я хочу создать условия, чтобы их спектакли сохранялись здесь в таком виде, в каком эти режиссеры их замыслили. Я пытаюсь создать им эти условия потому, что понимаю – для того чтобы сделать серьезную работу, нужно, чтоб тебе все помогало. У нас поставил спектакль Владислав Пази из Петербурга, Борис Цейтлин – всероссийский режиссер, известный «масконосец» без определенного места жительства; Валентин Ярюхин – мой однокурсник, сейчас режиссер нашего театра. Скоро выпустит премьеру Игорь Лысов. Начал репетировать Сергей Федотов, руководитель пермского театра «У моста». Приступает к репетициям Георгий Исаакян, художественный руководитель Театра оперы и балета. Немножко попозже приедут Анатолий Праудин, Геннадий Тростянецкий из Петербурга, Владимир Мирзоев из Москвы. Мечтаю о Морталере и Каме Гинкасе, а там, глядишь, и Фоменко с Васильевым подтянутся, ну хотя бы на недельку – в жюри уже готового к тому времени режиссерского фестиваля. Я им сказал – дверь открыта. Я здесь для того, чтобы вы здесь ставили спектакли и вместе с вами построить театр, где все будет служить вашей воле, а уж он послужит публике или, как раньше говорили, – народу.

– Очень часто театрами руководят директора. У вас театр – принципиально режиссерский?

– Я считаю, что институт худруков в стране нужно возрождать. Мне скажут, что он до конца и не погибал, и там, где театрами руководят худруки – «Современник», «Ленком», «Сатирикон» и т. д. – все относительно в порядке, и надо отдать должное прежнему художественному руководителю Пермского театра Ивану Бобылеву: он сумел создать и сохранить труппу за те долгие годы, пока здесь работал. Я пришел, и мне понадобилась неделя, чтобы все понять и начать работать с труппой.

Но в целом институт худруков в России сильно расстроен, власть захватили директора, и теперь ее нужно вернуть. И я уверен, что этот институт должен быть возвращен и развит, но с некоей поправкой. Я бы худрукам не давал кресло в собственность. Навсегда. Я бы давал лет на пять. Это самое правильное. Конечно, срок может пролонгироваться, если нужно. Но все-таки важна сменяемость худруков. Потому что с одним бессменным лидером театр начинает умирать. А если он замечательный худрук, то он на новом месте начнет сначала. Нужно всегда начинать сначала. Тогда театр будет живым. Поэтому я сюда приехал не для того, чтобы в этом кресле умереть. Пройдет срок, и сюда придет другой, обязательно лучше меня, потому что он начнет сначала. А я двинусь дальше – еще в какую-то сторону.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также