Борис Мильграм

«Не хочется терять надежду»

 
– Почему вы все-таки уехали из Москвы? Ведь дела там у вас складывались вполне успешно?

– Я устал существовать на территории отдельного спектакля, что мне долгое время казалось естественным и правильным. Ведь я уехал из Перми в 91-м году, отказавшись от своего театра. Спектакли в Москве у меня получались. Апогеем была «Овечка». Но итогом московской жизни стал спектакль «Воскресение Лазаря» по «Преступлению и наказанию» Достоевского. Это была для меня очень значимая работа. Одна из моих самых любимых. Она показала, как можно мыслить в театре и как им можно воздействовать. Но этому спектаклю не нашлось места на чужих площадках. И я стал искать театр.

Мне было понятно также и то, что театры в нашей стране находятся в удручающем состоянии. На периферии театры замучены, не востребованы, не ангажированы. В Москве все наоборот – ангажированы, но там присутствует очень сильная коммерческая доминанта, и она захлестывает основную часть театральной продукции. Это не значит, что того театра, который мне нравится, в Москве нет. Он есть, но это все-таки отдельные островки. А мне не хотелось оставлять надежду, что театр может сохраниться в нашей стране. Настоящий театр. Поэтому сколько смогу, столько буду его пропагандировать и стараться сохранить в том качестве, которое в нем всегда было и которое все еще не окончательно утеряно.

– И что это за качество?

– Прежде всего – художественность. Такой театр размышляет о высочайших проблемах человеческого существования, жизни и смерти, Боге, вере. Русская природа не может обходиться без Бога, без света. Театр всегда восполнял эту потребность. Мы никогда не будем хорошо жить, но мы всегда будем высоко мыслить и красиво мечтать.

– А вам не кажется, что областные власти, которые вас сюда пригласили, не очень отчетливо представляют себе то, о чем вы сейчас говорите? И им безразличны рассуждения о высоких и тонких чувствах, о Боге, то есть обо всем том, что волнует творческих людей?

– Я не уверен, что прагматичные люди из бизнеса, которые приходят сейчас к власти, понимают все тонкости этого дела. Но у них хорошие, светлые мозги, и они вполне адекватно действуют. А наша роль – тех, кто занимается искусством и творчеством и кто в этом что-то смыслит – шаг за шагом прививать им вкус и понимание, и не на словах, а на практике.

– Первое, что вы сделали, заняв пост художественного руководителя, это пригласили на постановки хороших режиссеров из Москвы и Петербурга. Это принципиальная позиция – создавать открытый театр?

– Я хотел бы, чтоб здесь было театральное пространство, где можно было бы существовать разным режиссерам, именно режиссерам. Тем, кто умеет работать с актерами. Я хочу создать условия, чтобы их спектакли сохранялись здесь в таком виде, в каком эти режиссеры их замыслили. Я пытаюсь создать им эти условия потому, что понимаю – для того чтобы сделать серьезную работу, нужно, чтоб тебе все помогало. У нас поставил спектакль Владислав Пази из Петербурга, Борис Цейтлин – всероссийский режиссер, известный «масконосец» без определенного места жительства; Валентин Ярюхин – мой однокурсник, сейчас режиссер нашего театра. Скоро выпустит премьеру Игорь Лысов. Начал репетировать Сергей Федотов, руководитель пермского театра «У моста». Приступает к репетициям Георгий Исаакян, художественный руководитель Театра оперы и балета. Немножко попозже приедут Анатолий Праудин, Геннадий Тростянецкий из Петербурга, Владимир Мирзоев из Москвы. Мечтаю о Морталере и Каме Гинкасе, а там, глядишь, и Фоменко с Васильевым подтянутся, ну хотя бы на недельку – в жюри уже готового к тому времени режиссерского фестиваля. Я им сказал – дверь открыта. Я здесь для того, чтобы вы здесь ставили спектакли и вместе с вами построить театр, где все будет служить вашей воле, а уж он послужит публике или, как раньше говорили, – народу.

– Очень часто театрами руководят директора. У вас театр – принципиально режиссерский?

– Я считаю, что институт худруков в стране нужно возрождать. Мне скажут, что он до конца и не погибал, и там, где театрами руководят худруки – «Современник», «Ленком», «Сатирикон» и т. д. – все относительно в порядке, и надо отдать должное прежнему художественному руководителю Пермского театра Ивану Бобылеву: он сумел создать и сохранить труппу за те долгие годы, пока здесь работал. Я пришел, и мне понадобилась неделя, чтобы все понять и начать работать с труппой.

Но в целом институт худруков в России сильно расстроен, власть захватили директора, и теперь ее нужно вернуть. И я уверен, что этот институт должен быть возвращен и развит, но с некоей поправкой. Я бы худрукам не давал кресло в собственность. Навсегда. Я бы давал лет на пять. Это самое правильное. Конечно, срок может пролонгироваться, если нужно. Но все-таки важна сменяемость худруков. Потому что с одним бессменным лидером театр начинает умирать. А если он замечательный худрук, то он на новом месте начнет сначала. Нужно всегда начинать сначала. Тогда театр будет живым. Поэтому я сюда приехал не для того, чтобы в этом кресле умереть. Пройдет срок, и сюда придет другой, обязательно лучше меня, потому что он начнет сначала. А я двинусь дальше – еще в какую-то сторону.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также