Свободный полет чайки

 
Нина Заречная – И. Максимкина
Люди из бизнеса, вчерашние менеджеры, заняв ключевые посты в областной администрации, начали осуществление проектов, задача которых – поднять престиж Перми, улучшить качество жизни населения, создать зону для инвестиционных вложений. В логику этих преобразований вполне укладывается и задача повышения престижа культурных учреждений, в первую очередь театров.
Поэтому приглашение на пост художественного руководителя Пермского областного театра драмы режиссера из Москвы Бориса Мильграма было осуществлено вовсе не случайно. Его сверстники, бывшие бизнесмены и нынешние администраторы области, согласились профинансировать начинание, проявив свойственный им прагматизм, который у умных деловых людей вовсе не означает ничего плохого. Но сам Борис Мильграм – не прагматик. Напротив, со свойственной многим художникам тягой к идеальному, он поверил деловым людям, некоторых из которых знал еще тогда, когда руководил в Перми «Молодежным театром», что в России наступает эпоха возрождения. Сознание этого отрадного факта придало его новой деятельности характер некоей миссии. И укрепило в чувстве свободы, которое необходимо каждому творческому человеку и которая в Борисе Мильграме, кажется, особенно обострено. Во всяком случае, он живет и работает в стиле некоей джазовой импровизации и именно в этом стиле ставит лучшие свои спектакли. Он обладает легким талантом. Каторжный труд чернорабочего в режиссуре ему как будто бы чужд. Как чуждо диктаторство и жесткость, что, однако, вселяет опасения по поводу его успеха на посту руководителя. Впрочем, оставим пустые опасения. Потому что руководимый им театр оставляет очень приятное впечатление не только своими спектаклями, но и административным персоналом.

Свою деятельность в Перми Мильграм начал решительно. За год руководимый им театр выпустил четыре премьеры. Самая шумная из них, «Владимирская площадь», пользуется бешеным успехом у публики – это драматическая опера на музыку Александра Журбина в постановке питерца Владимира Пази. Среди премьер также спектакль по пьесе нашего нового натуралиста, описывающего дно современной жизни, Василия Сигарева – «Божьи коровки возвращаются на землю», режиссер Валентин Ярюхин. И трагическая просветленная «Лирическая хроника боевых действий» по мотивам Булата Окуджавы, режиссер Борис Цейтлин.

[%3093%]Сам Мильграм поставил «Чайку», пьесу, с которой всегда начинается что-то важное. Режиссеру интересно в этой пьесе то, что она посвящена творчеству и творческим людям. Ее тема – талант и вера. Постановке присуща удивительная пластичность, изящество и грация. Она тонка и мелодична как струи теплого летнего дождя. В конце второго акта персонажи исполняют чувственную песню Битлз «Yesterday», что вызывает абсолютный восторг зрительного зала. На вопрос «Почему в чеховской «Чайке» именно Битлз?» Мильграм ответил, что не знает, сделал это просто по чувству, интуитивно. Он вообще представитель некоего интуитивного театра, в котором чувства играют главную роль. Его можно было бы упрекнуть в отсутствии рационализма, но никак не в отсутствии интуиции. И она ведет его всегда в нужном направлении. В «Чайке» это сказывается в том, что четыре акта играются по-разному, в разной стилистике, в разомкнутой структуре, выражаясь языком Анатолия Васильева, учителя Мильграма. И если первое действие, в котором Костя (В.Чуистов) демонстрирует свою странную пьесу о людях, львах, орлах и куропатках, еще как-то похоже на традиционный психологический театр, то во втором, построенном как сон Нины Заречной (И.Максимкина), все приобретает очертания какой-то удивительной и утонченной фантазии. Заречная здесь появляется в балетном платье, Треплев одет в камзол, ботфорты и носит на голове шляпу с пером, напоминая старинных кавалеров с изящных гравюр. Третье действие, в котором Аркадина (Е.Старостина) завладевает душой Тригорина (М.Чуднов), уже готового сбежать с Ниной, решено в стиле некоего бурлеска с блестящим ироническим и эротическим дуэтом знаменитого писателя и знаменитой артистки. А четвертый акт, сопровождаемый джазом, сыгран на прозрачной изящной террасе с большими окнами, кружащейся в хлопьях падающего снега, и словно устремлен в вечность. Эта изящная и светлая импровизация на темы чеховской пьесы не содержит трагической безысходности. После спектакля Бориса Мильграма становится понятным, что многие постановки «Чайки» потому не получаются, что строятся слишком рационально, логично и укладываются в некую концепцию. Но драмы Чехова не концептуальны. Борису Мильграму удалось выявить в Чехове некое новеллистическое начало, в котором нет жесткой схемы, но есть некая метафора жизни. Чем тоньше, изящнее эта метафора, тем полнее жизнь. Борис Мильграм поставил спектакль о чайке, легкой свободной птице, ставшей метафорой творчества. Когда Треплев в его спектакле стреляется, он превращается в чайку и улетает в какую-то заоблачную даль. По заднику сцены на экране идут титры спектакля и парит чайка – ее легкий свободный полет вселяет в нас веру в ценность настоящего творчества и настоящего искусства.

Рассказывая о пермской «Чайке», нельзя не сказать особо о Нине Заречной, жене Бориса Мильграма, оставившей престижный столичный театр и приехавшей, чтобы работать с мужем на периферии. Она превосходная актриса, что стало ясно еще после ее самой первой работы на сцене в спектакле Мильграма «Овечка». Нину Заречную она играет удивительно легко, и образ, который она создает, полон света, радости, счастливого предвкушения жизни. Чеховский сюжет в исполнении актрисы вырастает в целую новеллу о судьбе юной, прекрасной девушки, которая, несмотря ни на что, продолжает любить и верить в жизнь.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Федора Волкова едет на гастроли в Москву

    16 и 17 марта Театр им. Волкова представит на сцене МХАТа им. Горького одни из своих лучших спектаклей – «Лес» и «Земля Эльзы».   Комедия Островского «Лес» в постановке Александра Кузина будет показана 16 марта. ...
  • «Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

    В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия. ...
  • «Золотая маска» объявила зарубежную программу

    В рамках фестиваля в Москву привезут «Орландо» Кэти Митчелл, «Фауст I» швейцарского театра Шаушпихаус и танцевальные спектакли от ведущих мировых хореографов.  22 и 23 апреля на Новой сцене Мастерской Фоменко состоится показ спектакля Николаса Штеманна, первая часть грандиозного восьмичасового сценического действа по «Фаусту» Гете. ...
  • Более сотни театров для детей поедут на «Большие гастроли»

    На фото: кадр из спектакля «Капризная принцесса», Няганский ТЮЗ В 2020 году 107 театральных коллективов сыграют свои спектакли в 74 регионах России в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи». Программа стартует 12 марта, информирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. ...
Читайте также