Взгляд из Европы

 
«Махаз» по Фазилю Искандеру, Абхазия
Сибиу – Восточный Авиньон – театральный фестиваль, который собирает лучшие театры Европы
C 27 мая по 9 июня в Румынии, неподалеку от замка графа Дракулы, в старинном городе Сибиу собираются самые модные спектакли Европы. «Любителям будущей славы посвящается» – именно так оценивают свой смотр устроители фестиваля. «Мы показываем то, что завтра будет модно в мире», – говорит президент фестиваля Константин Кирьяк, один из самых успешных европейских театральных продюсеров. Человек, который ровно год перепахивает весь мир – от горных склонов Анд до белоснежной Фудзиямы, собирая все самое необычное в театральном мире. Этот молодой румын, который открыл Европе харьковского авангардиста Андрея Жолдака, считает возможным открыть для России новые российские театральные имена. Похоже, это ему удастся. Почему? Секрет прост. Г-н Кирьяк считает, что московские критики ищут не там, где надо, или перестают искать, твердо веря в незыблемость самой известной библейской фразы.

«Нет пророка в своем отечестве», – считают московские театральные критики, погрязшие в невежестве и зазнайстве. Продюсер из Румынии доказывает им обратное. Театральная сенсация прошлого года – спектакль из Абхазии, из столицы самостийной республики Сухума, театра им. Самсона Чанба, которым много лет руководит Валерий Кове, однокурсник Римаса Туминаса, сам блестящий режиссер, добившийся международного признания, как и Римас Туминас, уже в зрелости. Его спектакль «Махаз» по роману Искандера был признан лучшим в прошлом году на фестивале в Сибиу. Швейцарцы тут же предложили им международное турне. В этом году театр им. Самсона Чанба привезет спектакль «Самоубийца» по классической пьесе Н. Эрдмана. Воздействие абхазского спектакля можно уподобить наслаждению от игры в шахматы. Режиссер Валерий Кове добивается всего метафорой. Метафорой, настоянной на национальных абхазских обрядах, что особенно интересно европейцам (да и москвичам тоже). С точки зрения дороговизны постановок то, что делает Валерий Кове, можно назвать «бедным театром». Он не использует какой-то сверхособенный свет или какие-то сверхдорогие конструкции, ибо верит в одну простую истину: театр, то есть режиссура, должен защитить себя сам, своими силами, не прячась за спецэффекты, дорогие костюмы и прочее. Если театр живой, сродни религиозному действию, сродни буддийской молитве, он захватит зрителя сам. Используя только коврик, фонарь, актеров и текст, Кове создает завораживающую мистерию искушения человека различными словами, поступками. Если Някрошюс удивляет всех своей метафорой, то Кове удивляет метафорой, умноженной на два. Совершенно смело можно сказать: если бы этот театр приехал из Парижа, московские снобствующие критики превознесли бы его до небес, но театр из Абхазии им кажется несуществующим. А зря.

В Европе принципиально другой взгляд на театральную провинцию. Слово «провинция» существует лишь для закомплексованных столичных критиков, тогда как для западных продюсеров есть либо талантливый, либо не талантливый театр. В театре Кове много необычного. Если Туминас добивается чуда с помощью невероятно продуманной трактовки персонажей, находит такие интонации у своих актеров, которые делают произносимый ими текст «больным», то Кове находит такую пластику, такую актерскую мизансцену, которая делает мир «больным» и, следовательно, интересным. Если у человека есть сердце, он не может не почувствовать, что это не текст – это оболочка не очень глубоко скрытого отчаяния; поза актеров – это скорлупа крика о помощи. Вопрос, как он этого добивается, одна из загадок таланта Кове, который делает чудо, опираясь только на самые простые ритуалы повседневного быта абхазского крестьянина. С помощью простыней и скульптурных мизансцен он добивается невероятного воздействия на зрителей. Но это совершенно далеко от грубого формализма, просто у Кове есть бессознательный талант делать говорящей фигуру человека, находить такой пластический рисунок группы людей, наподобие скульптур Родена, который говорит зрителю почти все. Так что становится совершенно неважным, понимаешь ты абхазский язык или нет.

Второе открытие Кирьяка – из Белоруссии, спектакль «Дядя Ваня» Брестского театра драмы под руководством Александра Козака. Может быть, спектакль «Дядя Ваня» в постановке Альгирдаса Латенаса, бывшего соратника Някрошюса, можно назвать лучшим спектаклем в духе настоящего психологического театра. Латенас добивается практически невозможного, неплохих актеров он делает просто выдающимися, избавляет их от всякого налета театральности и добивается потрясающей пронзительности от навязшего в зубах текста Чехова, превращая его пьесу в настоящий драматический триллер. Все в конфликте, каждая фраза, говорит о загубленной жизни – редко какому режиссеру удается вытащить из чеховского текста эту пронзительность. Альгирдасу Латенасу удалось. Два разных режиссера из двух разных республик показывают одинаковый в смысле таланта театр, и это не может не потрясать. Третьей, уже московской новинкой будет премьера-читка пьесы Дмитрия Минченка «Кармен Иначе» в исполнении театральной труппы из Монтре. Остается только надеяться, что Сибиу, который в 2007 году будет назван европейской культурной столицей, покажет чудо, которое, к сожадению, не увидит московская публика. Но, может быть, она окажется умнее.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также