«Мама, эту книгу я посвящаю тебе!»

Артисты театра и кино – в спецпроекте «Театрала»

 
Редакция журнала «Театрал» совместно с издательством Navona выпустила книгу «Мамы замечательных детей», главные герои которой, разумеется, мамы, воспитавшие знаменитых артистов, режиссеров, писателей, музыкантов.
 
Монологи наших героев разные – проникновенные и не очень, исповедальные и ироничные, но все они писались, несомненно, любящими людьми, которые с высоты сыгранных ролей, творческих побед и завоеванной популярности могут смело сказать: «Мама, эту книгу я посвящаю тебе!»
 
А родилась книга, напомним, из небольшой (но сердечной) рубрики «Монолог о маме», которая на протяжении нескольких лет пользовалась в журнале «Театрал» неизменной популярностью. Мы решили не расставаться с этим проектом, и собрали пол сотни историй, щедро дополнив архивными кадрами, в отдельное издание, которое поступило уже в продажу.
 
Интересно, что кто бы ни говорил о маме, всегда представляется человек совершенно ни на кого не похожий – исключительный во всех своих проявлениях. Вспомнить хотя бы, каким колоссальным терпением обладала мама Александра Ширвиндта, делая всё, чтобы сын «хоть как-то» окончил школу.
 
«Я был жутким учеником, - рассказывает Александр Анатольевич, - но  выгнать меня было невозможно, потому что тогда ко всем праздникам школы устраивали концерты, и каждая школа гордилась своими артистами. Гнать меня было нельзя, даже когда терпение педагогов лопалось, потому что наши концерты были на уровне правительственных: Козловский, Оборин, Рина Зеленая. Под все эти концерты мама со мной окончила среднюю школу. Ведь именно благодаря маме и удавалось их всех собрать — они были ее друзьями».
 
По словам Александра Ширвиндта, в семье было легкое дыхание – свобода и никакого тотального контроля. Однако в семье другой героини нашей книги – актрисы Веры Бабичевой – было все как раз наоборот. Но и это не помешало ей стать замечательным человеком.

«Мама не доверяла ни няням, ни яслям, ни детскому саду, - говорит актриса. – Всё — сама. Она из-за меня не работала. А больше всего волновалась о том, чтобы ребенок был сыт и по погоде одет. Она кормила меня так усердно, что на долгие годы вперед обеспечила мне борьбу с лишним весом (похудеть я смогла лишь в студенчестве).

Когда мне исполнилось шесть лет, мама решила, что я должна заниматься музыкой. Доходы в семье были скромные, поскольку работал один только папа, инструмент купить не могли, но взяли напрокат. Для меня не было ничего тяжелее, чем заниматься музыкой: я возненавидела ее всеми фибрами своей души. Вероятно, у меня просто не было никаких данных. В результате несколько лет спустя я музыку забросила, и пианино благополучно вернули в «прокат». Однако побывав на «лебедином озере», я захотела заниматься балетом, и мама повела меня в балетную студию. Там сказали, что в целом по данным я подхожу, но надо похудеть на 12 килограммов. Мама не могла пойти на такие жертвы и решила, что балет не для меня. Ни на минуту не выпускала меня из поля своего внимания: водила за руку лет до тринадцати. И, кажется, ей было просто физически необходимо дышать со мной одним воздухом. Когда я пошла в первый класс школы, которая находилась прямо в нашем ленинградском дворе, она устроилась туда же работать секретарем директора. Контроль был тотальный: как я поела, как себя вела, как отвечала на уроке, какие оценки получила и так далее».
 
Конечно, в небольших очерках трудно дать исчерпывающий портрет  главного человека в жизни. Но тем и интересен, на наш взгляд, формат издания, ведь вспоминаются самые характерные черты. Марк Захаров рассказывал, например, о том, как мамин совет помог ему сделать судьбоносный шаг:
 
Мама Марка Захарова Галина Бардина

«Мама всегда и во всем меня поддерживала. Когда после института я попал по распределению в Пермский театр, она приезжала ко мне и даже некоторое время жила там, смотрела, как я играю на сцене. А когда мне пришла повестка из военкомата, мама посоветовала взять письмо из театра с просьбой не призывать меня в армию. Я пошел к директору, и он написал письмо, не надеясь на то, что оно поможет. А для меня это был единственный шанс. И не потому, что очень хотелось работать в театре, а потому, что в это время ко мне должна была приехать моя невеста — Нина Лапшинова. Мы собирались пожениться, и Нина маме очень нравилась.
Но повестка могла изменить весь мой жизненный путь. Потому что я понимал: если уйду на три года в армию, наш брак, скорее всего, не состоится.

Когда я пришел с этой бумажкой к военкому, он посмотрел на меня так, будто лимон укусил и сказал:
— Что? Артист? Еще и письмо принес.

Далее повисла пауза, которую я запомнил на всю свою жизнь. Он посмотрел на письмо кислым взглядом, потом стал глядеть в окно, на поезд, который шел вдалеке. И я понял: вот сейчас таким образом решается моя судьба. А потом военком повернулся ко мне и сказал:
— Ступай, будешь приходить на курсы химиков-разведчиков.

Это означало, что работу в театре можно не прекращать, чему мама была безгранично рада. А вскоре мы с Ниной поженились: так легко моя судьба была решена».
 
Есть в книге очерки не только, проникнутые словами восторга и благодарности, но и наоборот – удивления, порой даже боли и сочувствия. Вот, например, фрагмент воспоминаний Виктора Сухорукова:

«Мои родители, Клавдия Михайловна Сухорукова и Иван Захарович Сухоруков, родили троих детей, я был самый старший. Но мама мною не занималась: не воспитывала во мне вкуса, не таскала по кружкам и дворцам пионеров. Она сама была воспитана казармой и фабрикой, какие там музыкальные школы, театральные кружки, ничего не было. Ни-че-го! За восемь лет мама окончила четыре класса. Тысячи причин: слабое здоровье, лень, плохое питание, и одна наиболее печальная — обувь мама носила с сестрой по очереди. Причем сестра ходила в школу с большей охотой.

Хозяйства, как такового, мать не вела. Она не умела готовить, убирать и стирать. Частенько я бегал к бабушке, но та меня вскоре отправляла домой, поскольку я у нее лишний кусок сахара тянул.

На родительские собрания мама никогда не ходила, но за малейшие провинности наказывала. Например, била тапком по голове, если учительница вызывала ее в школу.


Однажды учительница пригласила маму (я был во втором классе) и стала ругать, мол, почему у Вити дырки на пятках чулок. И вдруг мама рассердилась — стала говорить, что мы едва сводим концы с концами, какие уж тут чулки! Я слушал и думал, что теперь после маминых слов учительница будет ставить мне одни только «двойки». Но, к счастью, все обошлось».
 
Каждая семейная история уникальна и неповторима, конечно же. Странно было бы искать закономерность и формулу «идеального воспитания». Всё слишком индивидуально. Но общее, несомненно, одно – материнская любовь, которая проявлялась у всех по-разному, не всегда открыто и «обжигающе», но была безусловной данностью.

«В детстве маму я видела нечасто, - говорит актриса Анна Терехова. - Она жила между съемочными площадками и театром, поэтому воспитывала меня бабушка. Но когда я заболевала, мама тут же бросала все дела — приезжала и, заметно волнуясь, выговаривала бабушке, что у меня температура. Они всегда немножко спорили, как меня надо лечить, а я переживала за них обеих. Но зато было счастьем наблюдать за мамой. От нее всегда так вкусно пахло, она была небесной… И еще я очень любила смотреть, как мама спит. Спала она у нас на диване, у нее привычка была: спать на спине, закрывая лицо во сне руками, и ее роскошные волосы так красиво свисали по подушке вниз, а я все смотрела-смотрела…

О красоте Маргариты Тереховой говорили в ту пору очень многие. На нее оборачивались, к ней подходили знакомиться. Но самое настоящее волшебство происходило, когда она появлялась на сцене. Зал просто замирал! Обычно актрисы, знающие о своей обворожительной внешности, ведут себя немного высокомерно. А у моей мамы никогда не было этого качества. К ней можно было прийти за кулисы, и она со всеми охотно общалась. И всегда она была центром любой компании, умела всех подключить к разговору, даже стоящих в сторонке вовлекала. Миф о ее несносном характере — непонятно откуда.
В повседневной жизни мама никогда не выделялась, не подчеркивала собственную значимость. Однажды они с подругой Наташей Веровой плыли на корабле. У мамы была шляпа с широкими полями, закрывавшими все лицо, она ее специально надевала, чтобы ее не узнавали. Сидели они на верхней палубе, рядом фотографировались люди, и один мужчина маме сказал:
— Женщина, отойдите в сторону, вы попали кадр.
Мама послушно сказала:
— Хорошо, — и отошла.
И вдруг ее кто-то из пассажиров узнал, и окружающие стали шептаться:
— Терехова, Маргарита Терехова…
Выстроилась очередь за автографами, подбежал и мужчина с фотоаппаратом. На него страшно было смотреть. Он бухнулся на колени и стал умолять:
— Пожалуйста, вернитесь в кадр, я так мечтаю с вами сфотографироваться! Главное мамино качество — необыкновенная доброта. Она никогда не могла пройти по улице мимо просящих милостыню, подавала всем нуждающимся. Иногда, получив зарплату в театре, раздавала ее по дороге. А еще она следовала грузинскому обычаю: если гостю понравилась какая-то вещь — ее нужно подарить».
 
Cкоро мы непременно проведем презентацию книги – с участием, конечно же, наших героев. О дате и месте встречи сообщим отдельно, на сайте «Театрала».
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также