Фанни Ардан выступила в Москве

Французская актриса представила в Театре Олега Табакова свой моноспектакль

 
Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция.

В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. В ней столько жизни, азарта и победительной женственности, что хватило бы на пару-тройку молодых актрис. Целый час она проводит на сцене одна, без партнеров, без музыки, почти без декораций, и держит внимание зала одним только голосом, низким и хрипловатым, демонстрируя мастерство французской декламации.

Москвичи получили счастливую возможность увидеть звезду в Театре Олега Табакова благодаря её давней дружбе с Владимиром Машковым. Они вместе играли императорскую чету в историческом русско-французском фильме «Распутин», где заглавную роль исполнял Жерар Депардье. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Машков сам знакомил актрису, обожающую русскую культуру, с городом на Неве.  

Спектакль Бертрана Маркоса, премьера которого была сыграна совсем недавно, в июне 2019 в парижском Театре де Буфф, поставлен по сценарию Маргерит Дюрас к фильму Алена Рене «Хиросима – любовь моя», получившему Золотую пальмовую ветвь 1959 года в Каннах и «Оскар» как раз за лучший сценарий. Он рассказывает о коротком, но бурном романе японского архитектора и французской актрисы, приехавшей в Хиросиму на съемки. Этот первый игровой фильм Алена Рене выстроен по принципу музыкальной полифонии – с системой лейтмотивов, тем и вариаций, повторов и поэтических образов. Но если в кино развернута целая панорама жизни, где жаркие любовные сцены соседствуют с видами разрушенного города, а лирические эпизоды с кадрами-вспышками военного времени, то спектакль предельно минималистичен.

Единственный партнер Ардан – это голос ее давнего друга и коллеги Жерара Депардье, который звучит в записи. Она ведет с ним беседу, обращаясь к лучу света, отчего кажется, что ее возлюбленный уже давно не рядом, а может быть, его и нет в живых. Актриса словно продолжает прерванный когда-то диалог и признается в том, о чем, возможно, молчала раньше. Она говорит не только о городе, уничтоженном ядерным взрывом, – об этом она знает лишь косвенно, из книг и музеев, но и о своей личной, выстраданной «хиросиме». Во время войны её юная героиня умудрилась полюбить врага – немецкого солдата, такого же мальчишку, которого убили по дороге на свидание, а её обрили наголо и заклеймили «фашистской подстилкой». Сложный букет чувств – горе, ненависть, стыд и любовь – чуть не свели девушку с ума, её запирали в подвал, чтобы не пугала криками соседей, а потом навсегда выслали из города детства.

Любовь и боль неразлучны – и в Хиросиме, как и в Невере, они встретились снова. Но любовь все же оказалась сильнее. Слово, которое для всего мира является синонимом страшной трагедии и преступления против человечества, для героини стало символом любви. И Фанни Ардан произносит его с почти эротическим наслаждением, по слогам, словно подставляя лицо солнцу, ветру и поцелуям.

Тут театралы наверняка вспомнили недавние гастроли Робера Лепажа на Чеховском фестивале со спектаклем «Семь притоков реки Ота» о любви американского солдата и ослепшей в результате взрыва японки. Семичасовая эпопея, в которой причудливо переплетаются судьбы нескольких поколений людей по разные стороны океана, конечно, не сравнима с камерной лирической зарисовкой. Но их роднит какое-то основополагающее, глубинное чувство приятия жизни несмотря на все её чудовищные проявления. Чувство, которое позволяет нам дышать и смеяться, и заниматься искусством в том числе.   

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Федора Волкова едет на гастроли в Москву

    16 и 17 марта Театр им. Волкова представит на сцене МХАТа им. Горького одни из своих лучших спектаклей – «Лес» и «Земля Эльзы».   Комедия Островского «Лес» в постановке Александра Кузина будет показана 16 марта. ...
  • «Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

    В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия. ...
  • «Золотая маска» объявила зарубежную программу

    В рамках фестиваля в Москву привезут «Орландо» Кэти Митчелл, «Фауст I» швейцарского театра Шаушпихаус и танцевальные спектакли от ведущих мировых хореографов.  22 и 23 апреля на Новой сцене Мастерской Фоменко состоится показ спектакля Николаса Штеманна, первая часть грандиозного восьмичасового сценического действа по «Фаусту» Гете. ...
  • Более сотни театров для детей поедут на «Большие гастроли»

    На фото: кадр из спектакля «Капризная принцесса», Няганский ТЮЗ В 2020 году 107 театральных коллективов сыграют свои спектакли в 74 регионах России в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи». Программа стартует 12 марта, информирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. ...
Читайте также