Свой среди своих

В Театре им. Маяковского прописался «Старший сын»

 
 «Я недавно отметил 30-летие, и пьеса буквально исцелила меня от начавшегося кризиса среднего возраста. Надеюсь, что зрителям она тоже поможет», - сказал режиссер Анатолий Шульев после первого показа спектакля.
 
Новой постановкой Анатолия Шульева театр впервые обращается к одному из самых популярных произведений советского периода, как и к самому автору – Александру Вампилову. Сюжет начинается фактически с бытовой неурядицы, а заканчивается обретением для главного героя Бусыгина не только любви, но и настоящей семьи, которой у него никогда не было.
 
Над тем, как найти своё место не только среди чужих, но среди своих, и размышляют создатели спектакля вместе с трогательно смешными и одновременно трагичными героями вампиловской пьесы. Как между чужими людьми вдруг возникает общая память, как они со временем преодолевают расстояние между друг другом. И в то же время, какая пропасть может разделять близких. Ищут ответы на эти сложные вопросы Алексей Дякин, Полина Лазарева, Владимир Гуськов, Юлия Соломатина, Станислав Кордашев. Роль, ключевого персонажа, Сарафанова, которого один из главных героев пьесы выдает за своего отца, исполняет Игорь Костолевский. 
 
«Где-то больше полугода назад я вместе со студентами с курса Карбаускиса начал работать над советской драматургией, - говорит режиссер. - Она и вампиловские пьесы, в частности, вообще отличаются большой человечностью».
 
Говорил Анатолий Шульев и о том насколько актуальна тема времени для его постановки.
 
«В вампиловской драматургии, и в «Старшем сыне» в частности, всегда есть то, что возвышается над реалиями времени, особенно финал. Он дарит, и читателю, и зрителю такую светлую надежду, что в неё трудно не начать верить. Поэтому я бы не стал говорить, что история, которая произошла в доме Сарафановых с появлением Бусыгина, фантастична. Что вот так за пару дней незнакомый парень, которого видят в первый раз, вдруг входит семью, его начинают считать сыном, и всебез сомнений верят его легенде. Время в пьесе, сжато, быть может, за два дня никого бы так быстро и не сочли за своего, но сам сюжет, на мой взгляд, реален»,– убеждён Анатолий Шульев. 
 
В спектакле довольно подробно за счёт  предметов быта, воссоздана атмосфера второй половины 1960-х. Но сам дом Сарафановых, а точнее его часть, на сцене представлена в виде огромных стеклянных дверей, ведущих то ли во внутрь дома, то ли из него. Абстрактная условная конструкция, и правда, в отличие, от мелких предметов быта и дачного указательного знака «Новомыльниково», вне времени. 
 
Хотя режиссёр подчеркнул, что для него было важно, благодаря ретро предметам, создать нужную для восприятия спектакля атмосферу. Но поставить акцент на определённом  времени, в котором происходит действие пьесы, задачи не было. 
 
 «За месяц до начала репетиций, я ехал в последней электричке и, зачитавшись книгой, пропустил свою остановку. До раннего утра поезда в нужную мне сторону не шли. И я просидел на одной из конечных станций до пяти часов. Оказавшись, по сути, в такой же ситуации, как герои пьесы, да ещё и накануне ее репетиций, я вполной мере испытал эти странные ощущения. Что-то завораживающее и таящееся появляется в воздухе, лесная местность, вокруг все окутано предутренним туманом, вдалеке слабо виден свет от фар, проезжающих по МКАДу машин. И вот тогда я поймал себя на мысли, что подобный сюжет, как и в принципе что-то иррациональное, вполне мог произойти в подобной местности. Возможно, люди, описанные Вампиловым, и были доверчивее, наивнее, но, думаю, что главное в этой истории – надежда на взаимопонимание», – рассказал режиссер.
 
В то же время художник спектакля Мариус Яцовскис отметил, что «Старший сын» это уже его четвёртая  совместная работа с режиссёром, поэтому они уже давно нашли общий язык в поиске творческих решений: «Я всегда стараюсь избежать быта, так как время и место действия это второстепенные категории. В этом же спектакле, надеюсь, у меня получилось сочинить универсальное пространство». 
 
Исполнительница роли Нины, Полина Лазарева говорит, что они со своей героиней очень разные, и не только по характеру, но и в отношении семьи:
 
«Когда мы начали работать над спектаклем, я не сразу поняла, с какой потрясающей драматургией я имею дело. Ни одного лишнего слова, и главное очень просто написано. И именно в этом сложность и сила этого текста. То, что просто написано всегда сложно сделать на сцене по-настоящему. Для меня «Старший сын» это пьеса о семье, о любви. Для меня семья вообще самое главное в жизни в отличие от моей героини, поэтому я понимаю про что играть. Но моя героиня Нина в финале все же приходит к пониманию важности хороших взаимоотношений в семье. Я же всегда, с одной стороны, восхищаюсь своими друзьями, которые переезжают в другие города, страны, но с другой – не понимаю их, как можно оставить вот так просто свой дом, уехать от семьи в широком смысле слова. Я без своих просто не выживу. Возможно, это и проявление инфантильности, но так изначально сложилось в моей жизни, что семья это то, что для меня имеет первостепенную ценность. Это, наверное, и показатель того, как сложились мои взаимоотношения с родными, и я очень этому рада».
 
Исполнитель главной роли Володи Бусыгина Алексей Дякин тоже поделился своими впечатлениями о работе в новом спектакле:
 
«Это была моя первая встреча с Вампиловым, и в первую очередь, как актеру она мне очень важна. Это была работа с очень тонкой, глубокой драматургией, ведь только на первый взгляд кажется, что в «Старшем сыне» рассказывается простая история, если начать разбираться, то окажется, что сюжет, лишь айсберг, всей того о чем на самом деле пьеса. В тексте скрыта такая глубина размышлений о жизни, что и в актерском смысле, и человеческом, роль Бусыгина стала мне необходима»
 
«Старший сын – это возможность для каждого разобраться в своих собственных отношениях с близкими, где-то посмеяться вместе, может быть простить кого-то или, наоборот, сказать всю правду», – подытожил Анатолий Шульев. 
 
 
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также