Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

 
Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. «Театрал» собирает комментарии деятелей культуры об этом назначении (подробности на сайте – в ближайшее время), а пока публикуем фрагмент недавнего интервью Ольги Любимовой, которое она дала нашим коллегам из издания «Медуза» (автор Анастасия Якорева).

– Мединский собирался делать стоп-листы недобросовестных продюсерских компаний, но люди из индустрии говорят, что это невозможно, – кто захочет, сможет просто обанкротить компанию и открыть новую.
– Послушайте, все друг друга знают, все знают, что ты получил в Минкультуры 40 миллионов рублей и снял такую дрянь, которую ты матери родной не покажешь. Это два года твоей жизни, а мы живем не 500 лет. Тебя ассоциируют с провалом, ты неудачник, ты плохой продюсер, ты поругался с режиссером. В следующий раз у тебя будут сложности с получением денег, потому что у тебя все равно есть шлейф того, что ты делаешь с проектами. И на это реагирует очень жестко весь экспертный совет [министерства культуры]. И даже когда ты в следующий раз придешь с горящими глазами, все будут говорить: «Да это просто халтурщик, который сливает свои проекты!» И это страшно, этого боятся – осуждения со стороны коллег.
 
Хотя больше всего и всегда обвиняют чиновников. В плохом кино всегда виноваты именно они. Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников. Хотя чиновники выделяют деньги по решению экспертных советов, то есть решение принимается коллегиально. А отвечаем потом только мы – эксперты немного самоустраняются.
 
Если честно, я очень близко к сердцу принимаю результаты каждого питчинга и результаты российских фильмов в прокате. Два года назад я уходила с прекрасной должности прекрасной дирекции Первого канала. Конечно, мне хочется, чтобы моя работа была осмысленной. Зачем мне здесь работать, если потом то, что мы придумываем, не заканчивается успехом? Тогда я лучше пойду заниматься тем, чем мне будет заниматься не стыдно. У меня нет мечты – вот бы стать старейшим сотрудником Минкультуры и здесь просидеть всю свою жизнь. Зачем? Для меня самый главный интерес в том, что по большому счету министерство – это продюсерский центр с полутора тысячами проектов. Невероятный просто объем.
 
– В списке тех, кто не выполнил обязательства перед Минкультом, есть фильм «Айка». Производство растянулось на несколько лет, но фильм был снят и получил приз в Каннах за лучшую женскую роль. Сейчас за срыв сроков режиссер Сергей Дворцевой должен Минкульту семь миллионов рублей. Понятно, что он снимает фестивальное кино и для него это огромная сумма. Как к этому относятся в Минкульте?
– Мы говорили, конечно, об этом не раз. Еще до Канн встречались с Сережей, мы ведем это дело, стараемся ему помочь всем, чем можем. Но есть условия соглашения, и есть Канны, и они не пересекаются, они в разных плоскостях. Мне сердцем это очень трудно принять, а головой приходится. Есть частные инвесторы, которые относятся к своим инвестициям в искусство, как Савва Морозов, с пониманием – дают любые рассрочки творцам. Даже если ты акционерное общество, как Первый канал, все равно есть возможность перенести сроки.
А я не могу перенести сроки, потому что в тот момент, когда я одним переношу сроки, а другим не переношу, в этом есть конфликт интересов – предполагается, что может быть моя заинтересованность. И в этом очень большая опасность государственных денег. Счетная палата запрещает отменять штрафы, раз в год они к нам приходят и все перетряхивают. Эта часть работы морально самая тяжелая. Многие прямо плачут, когда приходят говорить о своих коммерческих провалах. Вот у меня дырочка на столе, ее ковыряют, когда нервничают.
 
– Есть понимание, как Дворцевой будет рассчитываться с долгом?
– Я не понимаю как. Я не знаю как. Для меня семь миллионов – это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все. У нас целые суммы за картины возвращали со штрафами. Артем Васильев в свое время начинал проект «Дау», деньги на который давал Минкультуры, и не уложился ни в какие сроки. В итоге он вернул полностью все деньги за проект со всеми штрафами и продолжил каждый год ходить на конкурсы. У нас нет такого, мол, ах, вот этот Васильев. Человек расплатился и пришел заново. Но мы не можем допускать до сцены должника, иначе это будет пирамида. Люди из бюджета одной картины будут выплачивать долги по другой. Это схема известная, никогда ни к чему хорошему не приводившая.
 
Казалось бы, у нас министерство, которое занимается культурой. И сейчас я достаточно часто вижу продюсеров, которым просто рано брать государственные деньги, для них все может закончиться не премьерой, а тем самым судом. И приходится, как в советской поликлинике, очень много работать на профилактику. Я никогда в жизни так не ругалась и не орала матом, как здесь – на «Союзмультфильм», на киностудию Горького, на продюсеров, которым ты звонишь [со словами]: «Сдавайте срочно! Вовремя, идиоты! Еще три дня, и я обязана буду вам штраф выписать».
 
Зато мы потом вместе обнимаемся и радуемся на премьере. Вот, например, «Верность» – блестящий пример. Все к нам прибежали с круглыми глазами – первый раз при поддержке Минкультуры сняли эротическую драму. Прибегает куратор проекта [от министерства]: «Там вообще ничего нет, кроме секса, в этой картине». И я с продюсером Сергеем Корнихиным села смотреть. А там просто один секс, но это эротика, это не порнография, это художественное произведение, сложное и тонкое. Я говорю: «Подожди, мне нужно предупредить министра, потому что может быть огромный скандал».

Ты никогда не знаешь, как российские зрители отреагируют на что-то. Мы с огромной осторожностью выпускали этот релиз. Очень не хотелось скандала на ровном месте. Сейчас «Верность» заработала в прокате без малого 100 миллионов. А могло уже все здесь быть в хоругвях и пикетах: порнография, хулиганы зрения лишают. Оказалось, что нет, все пошли, все благодарны. Отзывы крайне положительные. Того, что я ожидала, не было вообще. В следующий раз так пройдет? Не факт.

Полную версию интервью читайте у наших коллег на сайте Медуза

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также