«8 с половиной» – это шедевр, созданный из несозданного шедевра»

Исполнилось 100 лет со для рождения Федерико Феллини

 
20 января исполняется сто лет со дня рождения выдающегося итальянского режиссера Федерико Феллини. Киновед Андрей Плахов рассказал «Театралу» о том, почему работы этого художника особенно близки российскому зрителю.


– В мире существует огромное количество крупных кинорежиссеров, которые оставили большой след в истории кино. Это и Бергман, и Годар, если говорить о европейских режиссерах, и множество великих американских режиссеров, и много отечественных мастеров кино, тем не менее, Федерико Феллини занимает в ряду этих великих совершенно особое место. И особое место он занимает в российском сознании. Можно размышлять о том, почему так произошло, но это абсолютный факт. Феллини очень близок к российской культурной традиции, и в частности традиции, связанной с русской литературой, в которой большое внимание уделялось, так называемым, «бедным людям».

Как-то между Феллини и Тарковским произошел разговор, во время которого Феллини с присущим ему юмором заявил: мы с тобой оба гении, но я восхищаюсь русскими, как вам удается снимать такие прекрасные фильмы, ведь у вас в Советском союзе всё запрещено, я бы не снял там ни одного фильма, потому что все мои фильмы о проститутках.

Действительно в его фильмах часто фигурируют проститутки, женщины гипертрофированной сексуальности, но в этом нет никакой пошлости, ничего отталкивающего, наоборот, эти образы проституток в итальянской мелодраматической традиции – это как раз то же самое, что у нас «маленький человек».

Мы помним, например, Джульетту Мазину в роли Кабирии из фильма «Ночи Кабирии», ее улыбку, когда она в очередной раз обманутая жизнью, растоптанная, униженная и оскорбленная, тем не менее, сохраняет оптимизм, веру в жизнь и веру в людей. И вот, наверное, этими качествами Феллини оказался так близок нашим соотечественникам, несмотря на то, что некоторые его фильмы совсем не оптимистичные, а довольно мрачные, в них есть и жестокость, и декаданс, и даже некий маньеризм, как, например, в «Казанове», но все равно образ Феллини у нас ассоциируется с жизнелюбием, с ощущением многогранности жизни, ее многоцветности. Это самое главное в нем. И то, что сейчас прошло столько времени – 100 лет назад он родился и много лет его нет в живых – и обычно даже очень хорошие фильмы за такой срок умирают, быстро стареют и теряют свою силу воздействия, но про фильмы Феллини этого не скажешь. Они продолжают жить и впечатлять, они продолжают жить в нас.

Феллини очень часто в своих картинах размышлял о мировосприятии художника, рефлексировал по поводу, что художник – это человек, который ощущает все те же проблемы, которые и остальные люди, но плюс к этому он испытывает огромный груз творческих проблем. В частности, в картине «8 ½» мы встречаемся именно с таким человеком – режиссером Гвидо Ансельми в исполнении Марчелло Мастроянни – и понимаем, что, по сути, Феллини рассказывает в этом фильме о себе. Он очень откровенен, он «срывает с себя все одежды» и остается абсолютно обнаженным, фигурально выражаясь.  Он показывает сложность творческого процесса, показывает, что без погружения в самые низовые стороны жизни, в мрачные глубины и бездны сознания художник не может создать настоящего искреннего произведения и пройдя через все это он в конце концов выходит к свету и обретает то вдохновение, получает тот импульс, который необходим для создания шедевра.




«8 ½» – это шедевр, созданный из несозданного шедевра. Это фильм в фильме и фильм о фильме. Режиссер снимает его о режиссере, это особый жанр кино, который Феллини придумал. После этой работы появилось много других картин на эту тему, многие художники потом использовали этот прием, но Феллини был первым и главным в этом жанре.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также