Во временной петле

В «Ленкоме» вышел «Капкан» – последний спектакль Марка Захарова

 
Над текстом и постановкой под условным названием «Параллельная реальность» Марк Захаров работал два года, до последних дней: финал переписал уже в больнице. Но завершать работу пришлось Александре Захаровой – собираться с силами и доводить до конца спектакль по отцовским рисункам и расписанным мизансценам.
 
Главное, что удалось ленкомовцам – захаровский дух, фирменный стиль, который отличает лучшие постановки «Ленкома»: они сделаны по принципу «непрерывного взрыва». И «Капкан» – это серия эффектных актерских «залпов», каскад сцен, где, как детонатор, срабатывает сорокинский гротеск – страшный, но оттого не менее веселый.
 
Последний спектакль Захарова – о временной петле, в которую мы все попали и никак не можем вырваться, о советском прошлом, которое давит, наступает на настоящее и продолжает издавать «красный рёв» – инфразвук «красного режима». О том, что все-таки находятся люди, способные ему сопротивляться, противостоять потокам «идеологического шлака» и системе подавления, устроенной по принципам «опричнины».
 
Образ «красного рёва» пришел в «Капкан» из прозы Владимира Сорокина, как и сам режиссерский замысел: он вырос из книги «Белый квадрат», но вобрал немало других источников, в том числе документальных. Эти вставки должны пояснять, как устроен механизм, запущенный большевиками и разрушающий сам внутренний строй человека, его базовые онтологические свойства – способность свободно мыслить и выбирать. Чтобы их отменить, совершалась последовательная, дьявольская работа.

Её исполнителей – от усатого вождя (Дмитрий Певцов), его личного летчика (Виктор Раков), следователя с Лубянки (Александр Збруев) и до рядовых энкавэдэшников – Марк Захаров сделал частью фантасмагории. Здесь есть место и шпионским страстям с внедрением в Италии своей «итальянской королевы», и виртуозной авантюре с партийным золотом в духе «Двенадцати стульев» (за перехват отвечает искрометный Антон Шагин), и закрытой гей-вечеринке первых лиц НКВД. Мимо «всевидящего» Сталина это, само собой, не прошло. Шоу, похожее на бесовские пляски, он наблюдает в «прямом эфире» на правах единственного зрителя. Впечатляется? Нет, вероятнее всего, просто скучает: уж слишком оно напоминает собственный паноптикум – наваждения больного «сумрачного» сознания – но тянет лишь на бледную копию.
 
«Капкан» – спектакль, где парадоксальным сошлись Владимир Сорокин, который, как давно замечено, пишет о человеке «постнадежды», после надежды, и Марк Захаров, который не мыслил себя без надежды на будущее России – это прозвучит в «послесловии», прямолинейно, а потому немного высокопарно, немного пафосно. Но понятно, что эти авторские слова, вынесенные за скобки собственно спектакля, озвучены как «символ веры» Марка Анатольевича, как своего рода завещание.
 
30-е годы, куда, как в капкан, угодили трое – парапсихолог (Владимир Юматов), метущаяся дама бальзаковского возраста (Александра Захарова) и ее молодой спутник, – обрамлены стальной решеткой. Это и коридоры Лубянки, где множат абсурдные уголовные дела, и тюремные коридоры, да и сама страна, ставшая при Сталине одним большим лагерем. На сцене он является подобно «верховному богу»: выходит из белокаменной головы Ленина грандиозных размеров, как воинственная Афина Паллада из головы Зевса. Но красный отблеск в глазах сразу выдает его инфернальную, вампирскую природу, совершенно далёкую от «голоса разума», которым была Афина.
 
«Капкан» – это по сути спектакль-предостережение: власть, как была вампиром, так и осталась, «советский лагерь» канул в Лету, но принцип власти не изменился. Она по-прежнему не отделена от насилия, держится на «опричниках», чекистах, силовиках и в любую секунду может прижать того, кто демонстрирует нелояльность к власть имущим. Страх перед «органами» (укорененный в сознании и в общем-то исконный) в современной России – обычное дело. Темная энергия «опричнины» сидит сегодня в каждом чиновнике (не говоря уже о неприкосновенных полицейских), а в яростной телепропаганде, которая подспудно превозносит авторитарный Советский Союз, нередко слышится эхо «красного рёва».
 
В ленкомовской премьере «красный рёв» звучит в полную мощь, пенится откровенно нелепой и смешной демагогией в исполнении феерического Александра Збруева – как промывать мозги товарищам политрук знает получше нынешних телеведущих. Речь он толкает на советском корабле, который подбирается к вражеским берегам, и убеждает, что «русская жопа» не сравнится с «буржуазной задницей», даст сто очков вперед. Но это красноречие щедро заправлено ёрничеством и «ядрёным» гротеском.
 
Как работа «органов» сталинского образца соскальзывала в абсурд, с запалом демонстрирует следователь – опять же эксцентричный и «по-ленкомовски» насмешливый Збруев. Допрос летчицы он ведет, смакуя абсурдные подробности смерти ее мужа, летчика, который рухнул на кремлевскую дачу и чуть было не «истребил» своей задницей соратника Сталина. Жестко троллит, многообещающе угощает конфетой: «Нравишься ты мне…» – и, как полагается, стреляет в спину. Вот оно, будничное и заурядное «людоедство» режима, для которого народ не более, чем человеческий материал.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
Читайте также