Ольга Романецкая: «Всегда стараюсь смотреть на театр глазами зрителя»

Молодежный театр на Фонтанке отметил юбилей

 
18 января Молодежный театр на Фонтанке отметил свое 40-летие, а накануне директор театра Ольга РОМАНЕЦКАЯ рассказала «Тетаралу» о планах и надеждах коллектива.

– Ольга Николаевна, второй сезон подряд вы – директор Молодежного театра на Фонтанке. И знаю, что для вас назначение на директорский пост было своего рода риском. Напомним читателям: вам пришлось довольно поспешно занять этот пост (по сути выручить театр), поскольку скоропостижно скончалась директор Лилия Семенова… 
– Моя цель в прошлом сезоне заключалась именно в том, чтобы не снизить тот уровень, который был задан Лилией Анатольевной. Она была очень опытным директором и много сделала для Молодежного театра.

– Но вот сезон прошел…
– Да, сезон прошел и надо двигаться дальше, чтобы жизнь Молодежного театра не останавливалась. У нас масса планов, идей. Они касаются не только спектаклей, но и других проектов, направленных на более тесное общение со зрителем. Например, у театра большой парк, который мы рассматриваем как своего рода «зеленое фойе». И уже три года подряд в День города, 27 мая, мы проводим там театрализованные праздники. 

Приглашаем публику, которая становится участницей масштабного действа. В Год театра мы устроили в Измайловском парке нечто вроде «театрального лабиринта» – зрители могли не только примерить костюмы, попробовать грим, сфотографироваться, но и пообщаться с артистами.

– Это ваша идея?
– Когда-то давно ее предложила Лилия Анатольевна, но мы намерены ее развивать и не ограничиваться только лишь Днем города. В парке можно проводить чтецкие вечера, викторины, выставки, концерты… Мы нацелены на то, чтобы деятельность Молодежного театра была разнообразной…

– Так говорят и многие ваши молодые коллеги, которые занимают директорский пост, приходят окрыленные, со своими идеями, но потом начинается рутина (отчеты, бухгалтерия, налоги) и творческий огонек угасает…
– Да, я боюсь такой участи. Но все же надеюсь, что мне хватит сил заниматься не только документами. У меня достаточно долгая история работы в театре, причем не только в этом. Я десять лет работала в Театре комедии и прошла путь от билетера до главного администратора. Но даже в эти не совсем творческие обязанности нужно вкладывать душу - помогать артистам, поддерживать командный дух…

Когда я пришла в Молодежный театр на Фонтанке, не зарядиться его атмосферой было просто невозможно! Это Театр-Дом. Я смотрю на наших артистов и всегда спрашиваю себя: «Что я могу сделать, чтобы  им работалось комфортно? Как сохранить эту домашнюю атмосферу, чтобы и зритель почувствовал это?»
Творческие поиски Семена Яковлевича мне очень близки. Я его давняя поклонница. И когда смотрю его спектакли, то нахожу ответы на многие собственные наболевшие вопросы. Бесконечно могу смотреть «Жаворонка»… Для меня это лучший способ преодолеть невзгоды. Я поплачу, выплесну негативные эмоции и с новыми силами – за работу.

А если говорить про отчеты и сметы, то, конечно же, это основной фронт деятельности любого директора. Но я прекрасно понимаю, что, если моя жизнь не будет наполнена впечатлениями от спектаклей, то административная работа превратится в рутину.

– То есть вы привносите в работу и свое зрительское впечатление?
– Конечно. Всегда стараюсь смотреть на театр глазами зрителя. Я и сама преданный зритель Молодежного театра на Фонтанке с большим стажем, потому чувства поклонников театра мне знакомы.  И сейчас, наблюдая за нашими гостями, я могу сразу понять, что понравилось, а что не понравилось публике.

– Болезненно реагируете, если видите, что кто-то ушел в середине спектакля?
– Да, болезненно… Хотя в нашем театре это случается нечасто. Но, даже рассматривая жалобы, я стараюсь поставить себя на место зрителя.

– Как бы вы сформулировали, какова все же самая основная сложность в вашей работе? 
– Сложность – в поиске дополнительного финансирования, спонсорской поддержки. Но я надеюсь, что этот вопрос мы постепенно сможем решить. Мне очень хочется, чтобы у театра были средства на выпуск новых масштабных спектаклей, чтобы наши сотрудники (не только артисты, но и работники постановочной части, многочисленных хозяйственных и административных служб, садовники), получали хорошие зарплаты.

– На моей памяти вы первый директор театра, который говорит о том, что должен позаботиться еще и о садовниках… 
– Наш театр находится в парке. И хотя по сути парк принадлежит государству, он находится у театра в безвозмездном пользовании. Мы  вкладываем деньги в уход за ним, занимаемся ландшафтным дизайном. В нашем парке есть удивительный арт-объект – минискульптура «Петербургский ангел», рядом с которой любят фотографироваться туристы.  Измайловский парк для нас - часть театрального пространства.

– Вы сказали, что много лет подряд были преданной зрительницей Молодежного театра. Но теперь вы с Семеном Яковлевичем работаете в тандеме…
– Да, в тандеме. Главным остается художественный руководитель. Моя цель – помочь ему реализовать творческие планы. От коллег знаю, что в каждом театре взаимоотношения творческой и административной части складываются по-разному, но мне повезло: Семен Яковлевич доверяет директору. Очень важно, когда художественный руководитель  слышит тебя.

В прошлом году мы приняли в штат 14 стажеров – выпускников курса Семена Спивака. Конечно, это дополнительные расходы. Но мы совместно решили рискнуть, и, я уверена, не проиграем. Ребята органично вошли в труппу, загорелись свежими идеями, у них появились поклонники…

– То есть садовый принцип вы переносите и в театральную сферу: из тепличных условий выпускники переходят в большую жизнь…
– Это не моя заслуга. Молодежный театр на Фонтанке всегда жил традициями преемственности – молодежь выходит на одну площадку вместе с мастерами сцены. В 2020 году театру исполняется 40 лет, и есть артисты, которые работают здесь всю свою жизнь. Кроме того, за четверть века Семен Яковлевич выпустил четыре  курса, и многие выпускники остались в труппе.

– Я знаю, что сейчас Молодежный театр развивает гастрольное и фестивальное направления. В прошлом сезоне, например, коллектив ездил в Турку… 
– А сейчас театр из Турку приедет к нам …

– Насколько эти направления для вас приоритетны и важны? 
– В государственном задании гастроли никак не учитываются. Но поддержание гастрольной практики – это одна из наших приоритетных задач. Гастроли нужны для имиджа, для творческого обогащения; они необходимы, чтобы о театре знали за пределами Санкт-Петербурга.

Недавно наши артисты побывали на фестивалях в Ярославле, Москве, Белгороде. На  фестивале современной драматургии им. А. Вампилова в Иркутске мы показали спектакль «Прошлым летом в Чулимске». После спектакля к нашим артистам подошли иркутские коллеги и сказали, что в нашей постановке звучит «настоящий Вампилов». Понимаете, как это важно!..

На гастролях другая публика, и почувствовать ее реакцию просто необходимо.

Подобные отзывы дают новый импульс для развития спектакля.  
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
  • Суд на месяц отложил процесс по делу «Седьмой студии»

    Мещанский суд Москвы отложил до 13 марта рассмотрение дела «Седьмой студии», в связи с тем, что еще не завершена третья экспертиза.   Третью экспертизу по делу суд поручил экспертному центру при министерстве юстиции, в качестве экспертов выбрав театрального критика Ольгу Королеву (Галахову) и замдиректора МХАТ им. ...
  • В Шахтинском драматическом театре произошел пожар

    В ночь с 15 на 16 февраля произошел пожар в драматическом театре города Шахты в Ростовской области. На сайте театра сообщается, что в 02.30 в театре сработала автоматическая пожарная сигнализация. «Согласно инструкции, пожарно-сторожевая служба театра приступила к проверке сигнала и обнаружила задымление на втором этаже возле камерного зала». ...
Читайте также