Прекрасная сказка о страшном

Андрей Могучий поставил спектакль про «лихие девяностые»

 
Последние тридцать лет русской жизни, вся постсоветская эпоха, до сих пор не отрефлексированы в театре. Современным деятелям интереснее переосмысливать классику, работать с советской пьесой или пробовать на зуб новую драму. Девяностые - айсберг в тумане, немного исследованный средствами кинематографа, но ускользнувший от внимания драматической сцены. 
 
Дистанция в тридцать лет наконец позволила театру настроить оптику и вглядеться во время, тенденциозно нареченное «лихим». Авторы сценария нового спектакля Театра наций «Сказка про последнего ангела» - постановщик Андрей Могучий и Светлана Щагина - сочинили его из рассказов Романа Михайлова и Алексея Луцика. Время действия - 1993 год, ранние дремучие девяностые, когда в нищей стране бандиты вылуплялись в богачей, шла война по окраинам империи, гремел «Ласковый май», зрел расстрел парламента и цвела наивная вера – в бога, в сказку, в черта и кочергу. 
 
В тихом прологе четырехчасового спектакля берендеи с черными лицами, в ватниках и ушанках, неподвижно смотрят футбол по телевизору, висящему меж березовых стволов, в лодке проплывает царевна-лебедь в белом кокошнике, а Лия Ахеджакова в папахе и с ружьем на коленях многозначительно рассказывает сказку о курочке Рябе. Гигантская курица и не менее гигантское яйцо предъявлены на сцене, из яйца вылупляется парнишка в синей школьной форме, и после антракта начинается собственно действо. 
 
Это сказочный сюжет о добывании невесты. Иванушка-дурачок проходит обряд инициации, с помощью волшебных помощников преодолевает испытания и в конце концов оказывается с возлюбленной в раю. Идеально архетипический сюжет здесь оркестрован в эстетике и темах девяностых, становящихся новой национальной мифологией, из которой и прорастает сознание сегодняшнего дня. Иванушку в данном случае зовут Андреем, он сирота и дурачок не только по особой наивности, которая позволяет ему невредимым миновать козни злых и опасных противников, но и потому, что обретается непосредственно в дурдоме. 
 
Андрея играют близнецы актеры Рассомахины - Данила более нежен, Павел чуть брутальнее, и оба с замечательной органичностью и пластичностью рисуют образ совсем молодого, растерянного перед новой реальностью, очень чистого и отважного героя. Один рассказывает о том, что проживает в этот момент другой; двоится и зыбкая реальность, где сказочность проступает сквозь ужасающие реалии. Это соединение повествовательности с действенностью придает спектаклю эпическую глубину и особую оптику - персонажи рассказывают о прошлом из будущего, из неведомой точки. Наша ли это сегодняшняя реальность или вечность, зритель не узнает до конца, и эта неясность задает напряжение действию, заставляет зрителя сопереживать героям с той лихорадочностью и наслаждением, которые знакомы из детского замирания над сказками. 
 
У Андрея нет ничего - ни денег, ни семьи, ни житейского опыта, ни хитрости, ни сноровки, ни образования, ни работы. Он гол, как сокол, никаким боком не применим к этой реальности, где невидимый бог словно пытает человека на прочность. И именно бедолага Андрей эти испытания проходит, оставаясь несокрушимым, как алмаз. Он наивен, милосерден, храбр и влюблен. Верный школьной своей безответной любви к Оксане, он сбегает из психушки вместе с двумя друзьями и проходит с ними бесконечный путь мытарств, оставаясь верным своей любви, разматывая кольца оксаниной судьбы, чтобы в конце концов встретиться с нею в том залитом солнцем классе с раздуваемыми ветром белыми занавесками, который со всей несомненностью - тот свет.
 
Психушка, дорога, маленький город, столица, ментовка, кабак, кухня, рынок, школа - вот топосы вселенной, по которой путешествует Андрей. Жутковато-веселые, яростные или щемящие, смешные и безнадежные - все эти подпространства складываются в русский космос, точно заземленный в девяностых и при этом извечный и неизменный. Сложный, подробный, художественно осмысленный и четко структурированный мир - большая редкость на нынешнем театре. Здесь он не просто с изумительной выдумкой собран Андреем Могучим вместе с художницей Марией Трегубовой из примет времени и фантасмагорических образов. Он оказывается истинно сказочным - в нем сквозит былинная подкладка, на сказочный сюжет нанизаны сложные узоры размышлений о последних и первых, о подвиге и милосердии, о кроткой безответности и безоглядной удали, о низком глумлении и о прекрасной мечте, о разбойниках и спасителях, о бродягах и пророках, о чистых душой блудницах и вальяжно-страшных врачах и ментах, о потерях, о смерти и том, что сильнее смерти. 
 
Если для воплощения главного героя нужны силы двух актеров, то большинство исполнителей в спектакле играют двух, а то и трех персонажей - так почти все, встречаемые Андреем на жизненном пути, кого-то напоминают или кем-то оказываются, а жизнь оказывается прошита рифмами, загадками и подсказками. 
 
 Анна Галинова играет врача в психушке и бабушку Оксаны, Сергей Мелконян - санитара и мента, Антон Ескин - «нарика» Черного и самого дьявола, Лия Ахеджакова - персонажей трудноопределимой потусторонней природы: сказочника-пастуха или ведьмы-соседки, прорицающей герою его путь к смерти и после смерти. Равны себе лишь два персонажа: простодушные, детски-незлобивые и доверчивые, как ангелы, товарищи Андрея, сбегающие с ним из психушки и сопровождающие в поисках любимой - Леусь (Глеб Пускепалис), племянник священника, твердо уверенный, что сан передается через кровное родство, а значит, он может венчать и благословлять, проповедовать и прощать, тумбочку превратить в алтарь, а варежку - в магический атрибут. И Игнат - в исполнении Павла Комарова это сама дружеская нежность в толстом кудрявом обличье. Гротеск, виртуозность, ироничность и органика отличают большинство актерских работ в спектакле.
 
Россия здесь в равной степени оказывается пространством реальным и потусторонним, близким и непостижимым, отвратительным и бесконечно поэтичным. Этот спектакль можно разбирать на элементы, видеть в нем поклоны режиссера любимым теням и собственным прошлым работам, но при любом разборе останется неуловимым летучее вещество истинной поэзии и игры, которое и делает эту «Сказку» произведением искусства.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
Читайте также