Прекрасная сказка о страшном

Андрей Могучий поставил спектакль про «лихие девяностые»

 
Последние тридцать лет русской жизни, вся постсоветская эпоха, до сих пор не отрефлексированы в театре. Современным деятелям интереснее переосмысливать классику, работать с советской пьесой или пробовать на зуб новую драму. Девяностые - айсберг в тумане, немного исследованный средствами кинематографа, но ускользнувший от внимания драматической сцены. 
 
Дистанция в тридцать лет наконец позволила театру настроить оптику и вглядеться во время, тенденциозно нареченное «лихим». Авторы сценария нового спектакля Театра наций «Сказка про последнего ангела» - постановщик Андрей Могучий и Светлана Щагина - сочинили его из рассказов Романа Михайлова и Алексея Луцика. Время действия - 1993 год, ранние дремучие девяностые, когда в нищей стране бандиты вылуплялись в богачей, шла война по окраинам империи, гремел «Ласковый май», зрел расстрел парламента и цвела наивная вера – в бога, в сказку, в черта и кочергу. 
 
В тихом прологе четырехчасового спектакля берендеи с черными лицами, в ватниках и ушанках, неподвижно смотрят футбол по телевизору, висящему меж березовых стволов, в лодке проплывает царевна-лебедь в белом кокошнике, а Лия Ахеджакова в папахе и с ружьем на коленях многозначительно рассказывает сказку о курочке Рябе. Гигантская курица и не менее гигантское яйцо предъявлены на сцене, из яйца вылупляется парнишка в синей школьной форме, и после антракта начинается собственно действо. 
 
Это сказочный сюжет о добывании невесты. Иванушка-дурачок проходит обряд инициации, с помощью волшебных помощников преодолевает испытания и в конце концов оказывается с возлюбленной в раю. Идеально архетипический сюжет здесь оркестрован в эстетике и темах девяностых, становящихся новой национальной мифологией, из которой и прорастает сознание сегодняшнего дня. Иванушку в данном случае зовут Андреем, он сирота и дурачок не только по особой наивности, которая позволяет ему невредимым миновать козни злых и опасных противников, но и потому, что обретается непосредственно в дурдоме. 
 
Андрея играют близнецы актеры Рассомахины - Данила более нежен, Павел чуть брутальнее, и оба с замечательной органичностью и пластичностью рисуют образ совсем молодого, растерянного перед новой реальностью, очень чистого и отважного героя. Один рассказывает о том, что проживает в этот момент другой; двоится и зыбкая реальность, где сказочность проступает сквозь ужасающие реалии. Это соединение повествовательности с действенностью придает спектаклю эпическую глубину и особую оптику - персонажи рассказывают о прошлом из будущего, из неведомой точки. Наша ли это сегодняшняя реальность или вечность, зритель не узнает до конца, и эта неясность задает напряжение действию, заставляет зрителя сопереживать героям с той лихорадочностью и наслаждением, которые знакомы из детского замирания над сказками. 
 
У Андрея нет ничего - ни денег, ни семьи, ни житейского опыта, ни хитрости, ни сноровки, ни образования, ни работы. Он гол, как сокол, никаким боком не применим к этой реальности, где невидимый бог словно пытает человека на прочность. И именно бедолага Андрей эти испытания проходит, оставаясь несокрушимым, как алмаз. Он наивен, милосерден, храбр и влюблен. Верный школьной своей безответной любви к Оксане, он сбегает из психушки вместе с двумя друзьями и проходит с ними бесконечный путь мытарств, оставаясь верным своей любви, разматывая кольца оксаниной судьбы, чтобы в конце концов встретиться с нею в том залитом солнцем классе с раздуваемыми ветром белыми занавесками, который со всей несомненностью - тот свет.
 
Психушка, дорога, маленький город, столица, ментовка, кабак, кухня, рынок, школа - вот топосы вселенной, по которой путешествует Андрей. Жутковато-веселые, яростные или щемящие, смешные и безнадежные - все эти подпространства складываются в русский космос, точно заземленный в девяностых и при этом извечный и неизменный. Сложный, подробный, художественно осмысленный и четко структурированный мир - большая редкость на нынешнем театре. Здесь он не просто с изумительной выдумкой собран Андреем Могучим вместе с художницей Марией Трегубовой из примет времени и фантасмагорических образов. Он оказывается истинно сказочным - в нем сквозит былинная подкладка, на сказочный сюжет нанизаны сложные узоры размышлений о последних и первых, о подвиге и милосердии, о кроткой безответности и безоглядной удали, о низком глумлении и о прекрасной мечте, о разбойниках и спасителях, о бродягах и пророках, о чистых душой блудницах и вальяжно-страшных врачах и ментах, о потерях, о смерти и том, что сильнее смерти. 
 
Если для воплощения главного героя нужны силы двух актеров, то большинство исполнителей в спектакле играют двух, а то и трех персонажей - так почти все, встречаемые Андреем на жизненном пути, кого-то напоминают или кем-то оказываются, а жизнь оказывается прошита рифмами, загадками и подсказками. 
 
 Анна Галинова играет врача в психушке и бабушку Оксаны, Сергей Мелконян - санитара и мента, Антон Ескин - «нарика» Черного и самого дьявола, Лия Ахеджакова - персонажей трудноопределимой потусторонней природы: сказочника-пастуха или ведьмы-соседки, прорицающей герою его путь к смерти и после смерти. Равны себе лишь два персонажа: простодушные, детски-незлобивые и доверчивые, как ангелы, товарищи Андрея, сбегающие с ним из психушки и сопровождающие в поисках любимой - Леусь (Глеб Пускепалис), племянник священника, твердо уверенный, что сан передается через кровное родство, а значит, он может венчать и благословлять, проповедовать и прощать, тумбочку превратить в алтарь, а варежку - в магический атрибут. И Игнат - в исполнении Павла Комарова это сама дружеская нежность в толстом кудрявом обличье. Гротеск, виртуозность, ироничность и органика отличают большинство актерских работ в спектакле.
 
Россия здесь в равной степени оказывается пространством реальным и потусторонним, близким и непостижимым, отвратительным и бесконечно поэтичным. Этот спектакль можно разбирать на элементы, видеть в нем поклоны режиссера любимым теням и собственным прошлым работам, но при любом разборе останется неуловимым летучее вещество истинной поэзии и игры, которое и делает эту «Сказку» произведением искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
Читайте также