Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

 
Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. После просмотра спектакля режиссёр написала об этой постановке на своей странице в Facebook, и «Театрал» попросил Аллу Ильиничну подробнее рассказать о том, почему лежащую в основе пьесы басню Эзопа она считает метафорой нашего времени.

– В январе побывала в «Щуке» на дипломном спектакле «Лиса и виноград» мастерской профессора Михаила Борисовича Борисова. Нахожусь под большим впечатлением! От постановки, от актерского ансамбля, от пьесы Гильерме де Оливейра Фигейредо (имя долго запоминала).

Какая точная интуиция – провидение – постановка Борисовым этой пьесы! Как она современно звучит! Остро! Зло! Смешная и глубоко трагичная! Что дороже всего рабу Эзопу? – Свобода! Ради Свободы он готов отказаться от Любви! За Свободу готов пожертвовать Жизнью!

Странно... Почему её не ставят сегодня в театрах Москвы?! А впрочем, почему – странно... Потому и не ставят... «Эзопов язык» нынче снова звучит, как приговор...  Зачем нарываться – можно ведь отшутиться… Хотя мне, как комедиографу, такой подход к любой проблеме ближе, понятнее, доходчивее и… безопаснее… Шуты во все времена могли говорить власть имущим, что думали. Им одним прощалась правда…

Борисов прекрасно чувствует юмор. И замечательно балансирует вместе с ребятами между трагедией и комедией. И это получается очень органично. 


И как хорошо играют ребята – азартно, с полной самоотдачей, с завораживающей искренностью! Эзоп (Вусал Мехралиев) производит впечатление абсолютно и давно сформировавшегося талантливого актера без всякой скидки на учебный процесс, он точно строит рисунок своей такой непростой роли: от нищего оборванного страшненького  загнанного раба, до героя, в которого влюбляется красавица  Клея. И зритель, вместе с нею убеждается, что    острый ум Эзопа, его свободолюбие и человеческое достоинство интереснее, мощнее и весомее кошелька недалекого Ксанфа.

Михаилу Алиеву  в роли Ксанфа –  очень непросто  балансировать между древнегреческим и абсолютно современным персонажем, облаченным властью и деньгами. Но он отлично справляется. И получается очень даже    нынешний   чиновничек!

Спектакль музыкальный. Ребята прекрасно двигаются. И вполне могут в этой же команде создать хороший мюзикл.   В спектакле играет каждая деталь. Их немного, но   все выверены и все в «десятку»: и железная бочка, на которой лихо отплясывает  очаровательная Клея, и древнегреческая,  как бы мраморная,  голова какого-то императора ( я его не узнала, но это и не было столь важно), и кубы, и музыка, и свет…

Это азербайджанская мастерская Михаила Борисова.  Целевая. Прекрасных актеров получит Азербайджан. Ребятам вручат красивые дипломы, и летом они навсегда уедут из Москвы. А хорошо бы так случилось, чтоб бакинские начальники проявили «эзопову смекалку», и сохранили этот молодой яркий коллектив, и, может быть, создали бы на его основе молодежный Арттеатр. 
 
Признаюсь, у меня еще был один «мотив» моего личного неравнодушного отношения к этой постановке…. Моя любовь к театру начиналась с этой пьесы, с этой постановки. У моего отца был брат – народный артист Советского Союза – Леонид Ясиновский.  Школьницей я увидела его в роли Эзопа в спектакле по пьесе «Лиса и виноград». И замерла от восторга. И тут же захотела «бежать» в артистки. Но… не побежала (практически по басне Эзопа про Лису и виноград – Лиса хотела виноград, но не смогла его достать, и тогда она объявила его зеленым).  Я поставила в школе пьесу «Белый ангел» – про тяжелую жизнь негров в Америке. А лет через 15 пошла в кинорежиссеры.
 
Но в нашей большой и дружной семье реплика Эзопа: «Ксанф, выпей море!» навсегда осталась ответственной за любую неразрешимую ситуацию…
 

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
  • «8 с половиной» – это шедевр, созданный из несозданного шедевра»

    20 января исполняется сто лет со дня рождения выдающегося итальянского режиссера Федерико Феллини. Киновед Андрей Плахов рассказал «Театралу» о том, почему работы этого художника особенно близки российскому зрителю. ...
  • Вахтанговцы написали Римасу Туминасу поздравление

    В понедельник, 20 января, исполнилось 67 лет художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминасу. В связи с этим коллектив театра написал режиссеру оригинальное поздравление. Дорогой Римас Владимирович! Сегодня, в Ваш день рождения, можно открыто и смело выразить Вам уважение и признательность, сказать слова любви – всё то, что мы бережно храним в своём сердце и не всегда осмеливаемся произнести вслух. ...
Читайте также