Александра Равенских: «Удивительная штука – детская память»

 
27 декабря, актриса Театра им. Маяковского Александра Равенских отметила юбилей. Незадолго до дня рождения для рубрики «Дети закулисья» она рассказала «Театралу» о своем детстве и родителях – режиссере Борисе Равенских и актрисе Галине Кирюшиной.
 
– Ребёнка «закулиснее», чем я, придумать трудно! Мне кажется, я как родилась, так у меня и началось закулисье. Мне было очень сложно понять, где я на самом деле живу, сплю, ем и чем отличается театральная гримерная или любой уголок Малого театра или Театра Пушкина от моей комнаты. Это был единый мир, в котором я существовала.

Когда я родилась, папа возглавлял Театр имени Пушкина, а мама работала в Малом театре, и вся моя жизнь проходила между домом и театром. Помню, я очень протестовала, когда подходило время к семи часам, и отказывалась оставаться одна дома. Не любила ездить в детский сад, хотя детский сад ВТО (Всероссийского театрального общества) на станции «Отдых» ждал меня с распростертыми объятиями, и периодически мне удавалось уговорить родителей, чтобы меня все-таки оставили дома, а потом взяли с собой на спектакль.

Удивительно, но факт: то, что было «миллионы» лет назад, помнится гораздо лучше и ярче, чем то, что было вчера. Я, например, помню, как мама привела меня в Малый театр и провела по нему перед самым выпуском спектакля. Я увидела и костюмеров, и гримеров, и всевозможные закоулочки театра, связанные с реквизитом. Для меня это было такое потрясение, которое не проходит и по сей день! Это был какой-то огромный и сказочный мир. «Град Китеж», как называет это моя «закулисная» подружка детства Леночка Антонова, с которой мы вместе выросли в доме Малого театра на Брестской. Ее дедушка работал в Малом театре. Так вот она говорит: «Если меня вдруг попросят, я смогу наизусть прочитать «Умные вещи» Маршака, я их посмотрела раз сто!» А меня ночью разбуди, и я смогу спеть «Ах, ты, дудка моя, самогудка моя!»  Я и спустя полвека помню мелодии из тех спектаклей! Удивительная штука – детская память…

А в тот первый приход в театр меня поразил в пошивочном цехе манекен – фигура женщины в прекрасном историческом платье, из шеи которой вместо головы торчала железка… Я испугалась и закричала: «Ой, без головы!» Это было потрясение номер один: как может быть существо без головы? Позже это вылилось в то, что у всех кукол, которые мне дарили, первое, что я делала – проверяла крепление головы к шее. Что там? Резинка? Железка? Крючочек? Надежно ли держится?

Второе потрясение, что коса может быть отдельно, а голова – отдельно. Но это уже у гримеров! Они мне достали ящик с косами (белая, черная, каштановая) и спросили: «Хочешь заплести такую косу?» «Хочу!», – сказала я. Оказалось, что для этого надо взять молоток и болванку… Мне достали болванку – такую деревянную голову, которую, по моему мнению, как раз надо бы отнести туда – в пошивочный цех и приставить к манекену! Но оказалось, что в одном театральном цехе хранится голова, а в другом – туловище. Постичь это было невозможно! А эта деревянная голова была вся в дырочках, потому что, оказывается, чтобы заплести косу, надо взять молоток и маленькими гвоздиками приколотить основание косы, а уж потом ее заплетать. Надо сказать, что потом я делала это часами, пока мама играла спектакль. Я заплела не знаю сколько кос в своей жизни, тайно мечтая эту болванку украсть и отнести к костюмерам, чтобы наконец приставить куда надо!

На многочисленных гастролях я играла с монтировщиками Малого театра в «крестики-нолики». Это был еще один проверенный способ отвлечь ребенка и дать маме поработать.

Но бывали во время спектаклей и курьезные случаи. Я по многу раз смотрела спектакли с участием моей мамы, Галины Кирюшиной. Один из них – «Ярмарка тщеславия» Теккерея, который я смотрела почему-то из «подложи». Это такая маленькая ложа, которая в Малом театре расположена под большой директорской ложей сбоку от рампы. Меня туда сажали, чтобы, если вдруг понадобится, быстро, не мешая зрителям, вывести. Я видела, что в конце спектакля артисткам дарят цветы, у меня их не было, зато мамины коллеги щедро угощали меня конфетами. Поэтому набрала полные карманчики трюфелей и, не дожидаясь финальных поклонов, увидев, что мама идет к центру сцены, и совершенно забыв, что рядом с ней стоит почтенный и прекрасный актер Малого театра Евгений Велихов, я изо всех сил размахнулась и бросила трюфель маме, чтобы она поняла, что она лучше всех! Но попала в английское жабо Велихова, произносящего свой текст. На мгновение он замолк, потому что, видимо, не понял, что это безобидный трюфель, а подумал, что артистов закидали чем-то из зала. Мама пошла красными пятнами и стала что-то быстро шептать ему на ухо, видимо, извиняться за меня.  Тогда он сменил гнев на милость и продолжил свой монолог. А я даже не поняла, что, собственно, плохого случилось…

А еще я помню более серьёзное происшествие. Мне тогда было не больше четырех лет. Меня посадили рядом с билетерами (в районе десятого ряда партера в Малом театре стоят такие красивые красные пуфики с золотыми ножками – для билетеров и опоздавших). Я сижу, смотрю спектакль «Порт-Артур» и вдруг вижу, что какой-то генерал моей красавице маме злобно бросает оскорбления, а потом размахивается и бьет ее по лицу так, что она пролетает полсцены и падает почти возле рампы. Это был очень эффектный сценический трюк, но не для четырехлетнего ребенка. Я во весь свой звонкий голос заорала: «Не смей бить мою маму, гад!» – и бросилась к сцене ее спасать. Бедные билетеры, не ожидавшие такого поворота, с трудом перехватили меня. Не представляю, как артисты доиграли спектакль и как себя чувствовал «гад», которого играл замечательный актер Анатолий Торопов.

Был случай, когда я «воспользовалась служебным положением» и сказала: «Мама, я в детском саду буду играть Снегурочку. Я придумала, как я должна выглядеть!». И мы пошли в Малый театр, где специально для меня сшили белые сапожки, а дома мы сняли с люстры хрусталики, и пришили на эти сапожки и на белую шапку с помпоном. Тогда я поняла впервые, как аккуратно и с какой прямой спиной нужно ступать актрисе, чтобы, не разбив, потом вернуть на люстру все, что на мне висело.
Школа, где я училась, находилась рядом с Театром Пушкина, где папа был главным режиссером. Я часто туда приходила, сбегая с каких-то уроков или когда нас раньше отпускали. Папа любил в шутку устраивать мне и артистам такой «конкурс»: покупал сам или просил своих помощников купить букет цветов (почему-то из всех цветов он признавал только гвоздики), давал его мне и говорил: «Когда закончится спектакль, ты выйди из зала, осторожно заберись на сцену, выбери артиста, который был самым лучшим и самым талантливым, и подари ему цветы. Для меня это важно. Дети не ошибаются!»
 
Полную версию читайте в январском «Театрале».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также