Константин Райкин: «Я доставал Табакова расспросами о природе успеха»

 
Как сообщал "Театрал", завершился первый фестиваль учеников Олега Табакова «Атом Солнца». В числе выступающих был художественный руководитель «Сатирикона» Константин РАЙКИН, который начал свой рассказ с оговорки, что не является прямым учеником Олега Павловича, но с юности считает Табакова-артиста и Табакова-человека своим учителем в профессии и жизни, в целом.
 
– В Москве самый любимый театр для меня был ефремовский «Современник». Это был «живейший» театр, где к тому же и Олег Павлович играл, а для меня он был явлением в профессии – сказал Константин Райкин. Его Саша Адуев (спектакль «Обыкновенная история») стал для меня, первокурсника Щукинского училища, одним из самых сильных впечатлений в жизни. Родители пошли после спектакля за кулисы, но без меня, я не мог себе представить, что сейчас увижу Табакова, который это сыграл.  Пройдет время, меня после училища пригласят работать в «Современник», одной из моих первых работ будет роль в массовке в «Обыкновенной истории», и спектакли, производившие на меня колоссальное впечатление («Всегда в продаже», «Баллада о невесёлом кабачке» и многие другие) я увижу изнутри, как они делаются весело и цинично. 
 
* * *
Я долго не мог привыкнуть к тому панибратству, с которым Олег Павлович относился к Мельпомене. Я  –  всё-таки, простой сын Райкина. (Гром смеха в зале). Не все знают, но я, вообще, из актёрской семьи, у меня папа был «неплохой артист», и меня учили с детства какому-то «религиозному отношению» к театру. Я был дрессированный театральный ребенок, ходил на взрослые спектакли, умел себя вести тихо, благоговейно.  Мой папа-артист был очень дисциплинированным и свято относился к театру. После второго звонка он был уже на сцене, единственный из всех. Поэтому тот градус актёрского хулиганства, который  я увидел по ту сторону «Современника», для меня стал просто ударом по театральной вере.
 
Олег Павлович как будто специально всех дразнил. Подтрунивание над партнерами, попытки поставить их в неловкое положение во время действия, эта заводившая всех и вся бравада, казалась немыслимой. Чего стоило быть свидетелем, того, как часто Олег Табаков, будучи ещё и директором «Современника», отдавал начальственные распоряжения, уже находясь в гриме. Например, Табаков в образе буфетчицы Клавы (персонаж из спектакля «Всегда в продаже») с подкладными грудями, наклеенными длиннющими ресницами, в чулках, что-то судорожно решает, подписывает, пятясь при этом уже на сцену. И сразу выходит к зрителям!
 
* * *
Знаете, тогда, первокурсником, например, после «Обыкновенной истории» я прорыдал всю ночь дома и думал, что никогда мне так, как Табакову, не сыграть.
 
Для меня Табаков был фигурой настолько занимающей мое внимание, что сложно передать. Он меня будоражил, я с ним всё время полемизировал. Я буквально доставал его расспросами, как понять природу успеха, как ее можно «просчитать»? Я все ходил и спрашивал, до жути надоедливый был, даже не представляю, как, наверное, его раздражал этим: «Олег Палыч, ну, Олег Палыч, как вы такой весь уверенный в себе? Когда вы таким стали? Когда вы поверили в себя?» На что Олег Павлович ответил: «Старик, надо просто один раз поиметь успех и понять, что ты интересен».
 
Тут я падал внутри себя, рушился! Как после одного раза возможно понять, что ты успешен?! Да я каждый день думаю, что вчера это случайно получилось, а сегодня меня разоблачат. Природу сценического успеха можно сравнить с решением сложного примера в математике. Если успеха нет, значит, ответ неверен, значит, где-то в спектакле допущена ошибка. Конечно, и Олег Павлович, и я с моим самоедским характером, – мы оба правы в отношении к успеху, и оба неправы. В этом вся диалектика  нашей профессии и состоит. 
 
Олег Павлович научил меня главному –  относиться к каким-то вещам веселее, легче. Это его «как бы цинизм» на самом деле цинизмом не был. Табаков был абсолютно очарованным странником, романтиком от театра, завороженным им. И, что удивительно, он, когда был уже очень взрослым артистом, все равно любил играть на сцене. По опыту своих наблюдений скажу, что далеко не все артисты любят выходить на сцену, и особенно с возрастом для них всё труднее по-настоящему получать от сцены удовольствие.
 
О Табакове рассказывать можно бесконечно. Это так же интересно, как рассказывать как про себя самого. Но мне нужно уезжать на репетицию. Думаю, что про Олега Павловича, я через время обязательно что-нибудь напишу или поставлю. Например, кто-то сыграет меня, а Табакова точно сыграю я сам.
 
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также